Глобальный «Водный след. Глобальный «Водный след Что такое голубой водный след

На протяжении последних десятилетий повышение эффективности водопользования, особенно в сфере сельскохозяйственного производства, являлось одной из основных целей международного сообщества в области решения водных проблем. Международный институт природных ресурсов, Всемирный водный совет, Всемирный фонд дикой природы и другие научные организации в последние годы используют в своих исследованиях концепцию водного экологического следа. Эта концепция с середины 1990-х гг. разрабатывается по инициативе ФАО и ЮНЕП группой специалистов под руководством А. Хоэкстры в университете Twenty, Нидерланды. Экологический водный след (Water Ecological Footprint ), по аналогии с земельным экологическим следом, представляет собой долю изъятия и аккумулирования воды в процессе производства разного рода продукции, используемой населением 1 . Расчеты водного следа позволяют определить главные потоки и объемы изымаемых вод и резервуары их концентрации в изготовленной продукции. Общий объем антропогенного звена в глобальном круговороте воды составляет примерно 22%.

Водный след складывается из следующих составляющих .

Голубой водный след - объем воды, безвозвратно забираемый из поверхностных или подземных источников для хозяйственных нужд и водоснабжения населения. Основной объем голубого следа составляет сельскохозяйственное водопотребление - использование воды для ирригации, а также для производства разного рода промышленных и бытовых товаров (рис. В10).

Зеленый водный след - объем дождевой воды, попадающий в почву и испаряющийся с поверхности полей, лугов, пастбищ и лесов; эта вода участвует в процессе транспирации растениями и создания ими биомассы (в том числе урожая).

Серый водный след - объем воды, необходимый для разбавления очищенных или не полностью очищенных стоков, образующихся в процессе производства. Стоки, в разной степени очищенные, должны быть разбавлены чистой водой, чтобы они соответствовали согласованным санитарным нормативам.

Помимо этих трех основных категорий водного экологического следа, используется и такое понятие, как виртуальный водный след. Им обозначают величину объемов воды, аккумулированной в произведенной продукции и по торговым или прочим миграционным потокам перемещаемой между различными регионами и областями. Это не физический объем водозабора, а расчетная величина валового водопотребления, затраченная на производство определенного продукта и ее перемещение по территории 1 . На международных конференциях (например, на Всемирном водном форуме, состоявшемся в 2015 г. в Южной Корее) высказывается и обсуждается идея учитывать объемы виртуальной воды в продукции при заключении торговых сделок на мировых рынках.

Показатели водного следа (как общего, так и его составляющих) рассчитываются за разные промежутки времени (за год, по сезонам), а в территориальном плане - по речным бассейнам, странам или материкам . Структура следа и его параметры позволяют судить и об остроте водохозяйственной ситуации в регионе, и о путях внедрения первоочередных и более эффективных методов водопользования. Согласно расчетам Международного института водных проблем (табл. 9.3), большая часть в антропогенном звене глобального круговорота воды приходится на зеленый след (почти 6700 км или 74%), т.е. на производство урожая, транспирацию растений на пашнях и трав на пастбищах и на испарение с поверхности почв. Водозабор оценивается в 11% антропогенного звена (голубой след), а на разбавление стоков (серый след) требуется 15% чистых вод (рис. 9.5).

Исследованиями установлено, что для поддержания благополучного состояния ландшафтных систем необходимо, чтобы они расходовали на свои биопродукционные нужды не менее 80% месячного полного стока . Если хозяйственный водозабор превышает 20% полного стока в конкретной ландшафтной системе, в ней возникает ситуация «водного стресса». На рис. В11 показаны регионы мира с различной напряженностью водохозяйственной ситуации.

Экономически развитые страны размещаются преимущественно в областях гумидного климата и обладают немалыми водозапасами. Однако темпы увеличения водопотребления возрастают, а характер водопользования настолько нерационален, что и в этих регионах

Глобальный водный след по производству (1996-2005 гг.) 1

Таблица 9.3

Глобальный водный след,

млн м 3 /год

Сельскохозяйственное производство

Промышленное

производство

Бытовое

водоснабжение

Всего

урожаи на пашнях

пастбища

водообеспечение

животноводческих

хозяйств

Водный след в продукции экспорта, млн м 3 /год

Водный след в продукции экспорта, % от общего объема

1 Приводится по: Mekonnen М. М., Hoekstra A. Y. The green, blue and grey water footprint of crops and derived crop products.

Рис. 9.5.

1 - зеленый след; 2 - голубой след; 3 - серый след

возникли серьезные водохозяйственные проблемы. Из них главное - резкое ухудшение качества поверхностных водных источников в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод, выпадения кислотных осадков и инфильтрации разнообразных загрязнителей из почвы и грунтов. Как показывают обследования, объем серых вод в этих странах остается весьма значительным (см. рис. 9.5). Обращает на себя внимание тот факт, что огромные объемы воды (виртуальные воды) аккумулируются в различных продуктах производства - в сельскохозяйственных товарах (в продовольствии), промышленных и бытовых товарах, которые сосредоточиваются на ограниченной территории в процессе местного производства и потребления или по экспортноимпортным потокам произведенных товаров перемещаются по суше земного шара. Это усложняет расчет производственных изъятий водных масс (валового водопотребления) и их последующих антропогенных миграций (объемов виртуальной воды). Однако такие расчеты дают представление о реальной напряженности водохозяйственной ситуации в регионах мира (рис. 9.6) .

Дефицит качественных пресных вод пытаются восполнить разными способами. В ряде районов суши (в Саудовской Аравии, на Великих равнинах США, в Иране и т.д.) имеются значительные ресурсы подземных вод, которые интенсивно откачиваются. Так, только в бассейне р. Хуанхэ ежегодно добывают из подземных горизонтов 30 км 3 воды, из артезианского бассейна Огалалла в США - до 12 км 3 . Водоносные горизонты сильно истощены, и откачка подземных вод сопровождается просадками грунта и снижением уровней рек в водосборных бассейнах.

Еще один путь решения водохозяйственной проблемы - опреснение соленых морских или озерных вод. В 2000-х гг. масштабы опреснения таких вод в мире достигли 1 15 км 3 . Поскольку технология опреснения соленых вод - мероприятие весьма дорогостоящее и энергоемкое, оно применяется пока в небольших масштабах, на ограниченных участках суши, где особенно остро стоит вопрос получения чистых питьевых вод: на Среднем Востоке, на севере Африки, в США и в других районах.

Увеличение объемов водозапасов достигается в ряде регионов мира перебросками стока из одного речного бассейна в другой.


Рис. 9.6.

  • 1 - 1990 г.; 2 - 2000 г.; 3 - 2010 г.; 4 - 2015 г. (прогноз);
  • 5 - 2015 г. (цель ЦРТ)
Примерная тематика рефератов и контрольных заданий
  • 1. Гидрологический круговорот на планете.
  • 2. Состав гидросферы и ее водноресурсная часть.
  • 3. Что такое водные ресурсы и какими факторами они определяются?
  • 4. Природное и хозяйственное качество водных ресурсов.
  • 5. Дифференциация водозапасов по материкам-территориальная и удельная.
  • 6. Структура и особенности водохозяйственного баланса мира.
  • 7. Что такое водный экологический след?
  • 8. Голубой, зеленый и серый экологический след и их дифференциация по материкам.
  • 9. Какое количество людей на планете не имеет доступа к чистой питьевой воде? Каковы последствия?
  • 10. Каково решение проблемы адекватного водообеспечения населения мира?

В мире 97% соленой воды. Пресной воды всего 3%. Россия по запасам воды стоит в ряде мировых лидеров. Наша страна отличается изобилием природных вод, хорошо развитой речной сетью, а также уникальным водным побережьем, имеющим протяженность порядка 60 тыс. километров. Статические (вековые) запасы пресной воды во всех ее источниках и формах составляют в нашей стране порядка 90 тыс. км3/год. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3% речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит воды, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. На наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. В результате активно развивающиеся города с каждым годом все больше и больше забирают и без того небольшие запасы воды на коммунально-бытовые нужды. Также много воды тратится на сельское

хозяйство и промышленность (суммарно более 65% всей затрачиваемой воды). Кроме того, практически все поверхностные и часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, значительно загрязнены сточными и поверхностными водами, а это ведет к деградации водных объектов и их экологических систем. Необходимо растить грамотное население, формировать в учащихся навык разумного водопотребления, чтобы в будущем избежать серьезных экологических проблем, связанных с нехваткой и загрязнением воды.

Цель Всероссийского экоурока «Вода России» развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

Задачи:

● указать ученикам на важные функции воды в биологических системах разного уровня;

● познакомить их с процессами, которые могут нарушить природный круговорот воды и вызвать серьезные экологические последствия;

● разобрать значение понятия «водный след»;

● познакомить с видами «водного следа»;

● научить действиям, которые позволяют эффективно экономить воду и сокращать водный след;

● способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.

Когда ученые, исследуя другие планеты, ставят вопрос, есть ли еще где-либо в Солнечной системе жизнь, первое, на что они обращают внимание, - это вода. Без воды жизнь существовать не может. На Земле ее очень много, около 70% поверхности планеты покрыто морями и океанами, но эта вода – соленая. Все основные наземные экосистемы, зависят от наличия пресной воды, содержащей менее 0,01% солей. Очень мало в действительности содержится на Земле такой воды. Не очень хорошая новость заключается в том, что наши жизни зависят от наличия всего лишь 3% воды. Но есть и хорошая – этого объема более чем достаточно для всех живых существ. Благодаря тому, что в ней так мало примесей (солей), организмы могут использовать ее внутри себя, не боясь

засолиться изнутри.

У воды есть ряд физических свойств, благодаря которым она так незаменима в нашем теле, и ее нужно так много. По разным источникам, взрослый человек на 55-65 % состоит из воды, а ребенок на 75%. Эти числа отражают общее содержание воды во всем теле, но нужно понимать, что при этом отдельные органы содержат разное количество воды. Например, головной и спинной мозг состоит из воды на 80%, кости на 20- 33%, хрящи включают до 60%, а кровь – это вода с кровяными тельцами и

другими растворенными в ней элементами и веществами, и поэтому кровь на 92% состоит из воды; в мышцах воды примерно 60-75%, а в почках – 82%. Но это еще не все: в живых растениях вода составляет до 95% по массе, а среди животных есть и такие, которые вообще почти на 99% состоят из воды – это медузы. Вода помогает транспортировать вещества. Если же воды в организме мало, он начинает «высыхать», нарушаются процессы жизнедеятельности, обмен веществ.

Вода - универсальный растворитель для органических и минеральных веществ. Она растворяет витамины, аминокислоты, а еще безопасно выводит продукты жизнедеятельности из организма (в том числе и токсины). Вода – самый главный элемент процесса терморегуляции организма. Когда организму жарко, он испаряет воду (потеет) и остывает. А когда разогревается, то тепло поступает в кровь, содержащую, как вы знаете много воды. Эта вода потом медленно передает тепло всему телу, поэтому тела никогда моментально не остывают, если вдруг исчезает источник тепла.

Вода – главный помощник пищеварительной системы человека.

Вода необходима для нормальной работы опорно-двигательной системы человека и конкретно суставов – она является основным смазочным материалом и помогает предотвращать артрит.

Учитель: Вода – универсальный переносчик электронов по всему организму, поэтому вода генератор работы мозга! Если Вы не допускаете обезвоживания, ваш мозг всегда будет активно работать, т.к. его деятельность тоже регулируется водой. Не зря мозг на 85% состоит из воды. Мы убедились с вами, что пресная вода крайне необходима всем живым существам.

Есть одно природное явление которое обеспечивает на Земле необходимый объем пресной воды, чтобы ее могли впитывать в себя растения и потом, например, передавать вместе с едой животным. Или чтобы просто вода была в реках и ручьях, и живые существа могли ее самостоятельно пить.

Это круговорот воды. Вода путешествует по земле, меняя свое агрегатное состояние. Испаряясь из океана, соленая вода перестает быть соленой и становится пресной. В таком виде она выпадает на землю как осадки и впитывается в почву, попадая в растения или грунтовые воды, или наполняет пресные водоемы – реки, озера, болота. Постоянно происходят многочисленные путешествия капелек воды по кругу. И даже живые существа, в которые они попадают, являются их временным пристанищем. С потом и другими выделениями вода снова выходит наружу и отправляется в

путь. Нам с вами кажется, что ничего не может повлиять на этот круговорот. Однако в действительности сегодня в мире мы имеем очень сложную ситуацию: ощущается все больший дефицит пресной воды.

На заводах вода может использоваться как среда для протекания химических реакций и давать возможность создаваться нужным веществам, входить в состав продукта, использоваться для охлаждения двигателей, с помощью воды могут удалять мусор и чистить оборудование. Взять воду можно только из природы. Но завод не только забирает воду, он ее и отдает обратно, правда,

она содержит теперь различные химические загрязнения, от которых ей необходимо еще как-то очиститься.

Людям необходимо питаться. Для этого люди сажают различные растения. Чтобы растения росли, необходимо очень много воды на их полив. Например, чтобы собрать 1 кг зерна пшеницы, нужно 1000 литров воды, а, чтобы собрать 1 кг риса, нужно потратить 2400 литров воды. Откуда берется

вода на полив? Вода берется, конечно, из природы. Водоемы мелеют, и, что особенно плохо забранная вода в него не возвращается. Она испаряется с поля сразу в небо или частично просачивается в грунтовые воды. 70% всех пресных вод, изымаемых из окружающей среды человеком, идет на орошение сельскохозяйственных угодий. Это очень сильно нарушает привычный круговорот и приводит к серьезным последствиям. Все слышали об Аральском море, которого больше не существует. Море исчезло из-за того, что воду из рек Амударья и Сырдарья люди стали направлять на орошение своих полей. Это две ситуации забора воды из природных водоемов. Обратно вода возвращается или загрязненная, или не возвращается вообще. Это приводит к нарушению природного круговорота, ухудшению состояния живых существ и дефициту столь жизненно необходимой пресной воды. Все это порождает следующие три серьезные экологические проблемы. Во-первых, источник может дать лишь ограниченное количество воды. И сразу связанное с этим очень тесно второе. Экосистемы ниже по течению могут страдать от того, что вода отводится в другом направлении. Считается, что нельзя использовать больше 30% среднегодового речного

стока без риска испытать недостаток воды в среднем раз в 20 лет. Чем больше брать, тем чаще и резче будет происходить падение уровня воды. Когда из реки отводят воду, экологические последствия могут затронуть не только ее саму. Болота вдоль множества рек пересохли, так как больше не подпитываются периодическими паводками, что приводит к гибели огромного количества водной дичи и других видов растений и животных, обитавших в этих местах. Проблема касается и эстуариев – заливов, в которых пресная вода рек постепенно смешивается с морской. Они принадлежат к числу самых продуктивных экосистем Земли. Это прекрасные места размножения для многих видов рыб, моллюсков и водных птиц. Когда речной сток сокращается, в эстуарии поступает меньше пресной воды, растет их соленость и сильно изменяется экология. В-третьих, вода, возвращаемая в природу, загрязнена, что опасно как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Чтобы вещества в воде стали безопасными – их нужно разбавить до предельно допустимой концентрации природной водой. Но проблема в том, что порой в воду попадают такие вещества, чье даже совсем небольшое количество тем не менее очень опасно для живых организмов. Для того чтобы оценивать, какой объем воды люди используют для своих нужд и загрязняют, ученые придумали такое понятие, как водный след. В водный след входит три разных типа воды, которые договорились условно называть: серой, голубой и зеленой. Зеленый водный след – это объем дождевой воды, которая испаряется или просачивается в грунтовые воды в процессе производства продукции и при выращивании сельскохозяйственных культур. Голубой водный след – объем пресной воды, безвозвратно забираемой из поверхностных или подземных источников для использования в производстве еды и товаров, домашнем быте. Серый водный след – объем воды, необходимой для разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых в процессе производства, до такого состояния, при котором качество воды отвечает приемлемым нормативам. Складывая вместе эти объемы воды, мы с вами и получим водный след –общее количество воды, которое нужно затратить, чтобы создать что-то. Посмотрим водный след одной чашки кофе. Оказывается, чтобы мы

с вами могли выпить всего одну чашку кофе, необходимо было затратить 140 литров воды! В эти 140 литров входит вода, необходимая для выращивания кофейного дерева, сбора, обработки, транспортировки и упаковки кофейных бобов, продажи кофе и, наконец, затраченная непосредственно при приготовлении самой чашки кофе. Сюда же входит объем воды, который

потребовался, чтобы разбавить до предельно-допустимой концентрации количество загрязняющих веществ, которые попали в воду в результате транспортировки и работы предприятия. Водный след увеличивается еще больше, если к кофе добавляются молоко и сахар. Потому что их тоже нужно приготовить, а для этого надо вырастить и накормить корову, вырастить сахарный тростник, и все это требует затрат воды. Если кофе продается на вынос в одноразовом стакане, к водному следу кофе добавится еще и объем воды, использованной при производстве стакана. И тогда водный след одной чашки кофе будет уже 200 литров. Мы не подозреваем с вами, но каждый предмет вокруг нас был создан с использованием воды. Процесс создания любого предмета можно разделить на стадии:

добыча ресурса, обработка материала, изготовление вещи (придание формы, цвета), транспортировка. При создании консервной банки больше всего воды будет потрачено на то, чтобы на металлообрабатывающем заводе обработать руду и выделить из нее чистый металл, который и нужен, чтобы создать банку. При этом вода очень сильно загрязнится и потребуется ее разбавление в 10 000 раз, чтобы очистить. При создании тетради, как и любой другой бумажной продукции, нужно

очень много воды, чтобы размягчить древесину и создать бумажную массу. На этом этапе будущая бумага почти на 98% состоит из воды. Когда мы надеваем джинсы, то не думаем о том, что когда-то это было растение – хлопок. Чтобы вырастить хлопок, нужно очень большое количество воды. Хлопок – одна из самых затратных в мире сельскохозяйственных культур по количеству требуемой воды. Чтобы вырастить 1 кг хлопка нужно 5 263 литра воды. Каждый человек питается, использует вещи и делает очень много всего другого, что пополняет голубой, серый или зеленый водный след и

формирует собственный водный след каждого человека. Но не только у каждого человека есть свой водный след. Есть он и у каждой страны. Причем в зависимости от того, как живут жители страны, и думают ли они об экономии воды, этот след будет большим или маленьким. Из национальных «водных следов» самый большой у Китая, Индии, США и России: в совокупности они составляют 38% глобального водопотребления. Связано это с тем, что, кроме личного водного следа населения и сельского хозяйства, в этих странах сконцентрировано еще и очень много промышленных предприятий из разных уголков мира. В мире очень много воды используется на производство вещей и выращивание еды, но есть и еще одна «строка расхода» пресной воды человеком – быт.

Возникает вопрос как люди могут использовать воду и одновременно с этим сокращать свой водный след, так как иначе в скором времени пресная вода может стать очень ценным ресурсом, может даже ценнее золота. Согласно оценкам экспертов, в 1995 г. 1,8 млрд чел. проживали в районах, испытывающих сильный водный стресс. Ожидается, что к 2025 г. около двух третей населения планеты – примерно 5,5 млрд человек - будет проживать в районах, испытывающих средний или

сильный водный стресс. В наших силах постараться этого не допустить, если все люди во всем мире поменяют свои привычки по отношению к воде и начнут ее по-настоящему экономить и разумно использовать. Но очень важно понимать, что недостаточно только закрывать кран и использовать стаканчик, когда чистишь зубы. У нас ведь водный след складывается еще и из продуктов, вещей, транспорта.

Теперь мы знаем с вами, как это важно – экономно использовать воду.

Засухи становятся все более частыми и непрерывными во многих частях мира и люди везде стремятся уменьшить свой водный след. Многие эксперты рекомендуют нам дважды подумать, прежде чем принимать расслабляющие горячие ванны, в целях экономии, мы устанавливаем аэраторы на кранах, покупаем туалеты, с более эффективным использованием воды, и так далее.



Это очень хорошо и очень помогает, но вряд ли кто-нибудь знает, что «мы съедаем больше 70% от общего количества воды которую потребляем». Это и логично, ведь чтобы вырастить пищу ее нужно поливать, культуры не могут расти без воды.

Вот интересное сравнение расхода воды на производство продуктов с нашими бытовыми расходами
Производство 1 кг свинины, это 6000 литров воды = 188 принятых душей.


Производство 1 кг говядины, это 15000 литров воды = 250 ванн с теплой водой.


1 кг шоколада, это 17000 литров воды = 1 полноценному бассейну


Но это только часть всей картины…

Водный след в продуктах

В сельском хозяйстве расходуется до 80% всей потребляемой воды.


Давайте посмотрим на типичный завтрак с точки зрения потребления воды в производственных процессах. Буханка хлеба расход около 900 литров воды, а 200 г сыра - около 1500 литров. Так просто бутерброд с сыром и уже около 200 литров воды.

Но какой же полноценный бутерброд без мяса? А ведь мясо имеет гораздо более высокий водный след, чем овощи, зерновые или бобы.
Например, на один килограмм говядины уходит, в среднем, от 5000 до 20000 литров воды, тогда как для получения 1 кг пшеницы требуется от 500 до 4000 литров воды.

Это огромные расходы, прежде всего они уходят на выращивание , кормов, кормовых добавок, которые корова потребляет за все время, потом для питья, чистки и обработки. Многие мясные породы, при промышленном их выращивании у нас, никогда не выходят на свободный выпас, они живут в клетках и едят корм, изготовленный из кукурузы и сои, потому что зерновые ускоряют рост крупного рогатого скота. Соответственно расход воды на выращивание, к примеру, кукурузы 1000 литров на 1 кг. А бычок может съедать до 1000 кг такого корма в течение нескольких месяцев.
Только представьте, какой водный след мы оставляем каждый раз, когда покупаем мясные продукты, выращенные в промышленных условиях.

Если говорить о привозных продуктах, то вода здесь дополнительно расходуется на заморозку и не стоит забывать про транспортный след. Транспортировка продуктов питания на большие расстояния требует большого количества топлива, которое загрязняют воздух, способствует изменению климата и также использует большой объем воды на добычу и производство.
Бензин, расходуемый на каждый километр, это еще 3/4 воды на его производство.

А ведь мы еще любим разные вкусняшки, конфеты, чипсы, сухарики, там же нет воды…
На самом деле, на их производство уходит еще больше воды, чем на обычные продукты.
Если говорить о картофельных чипсах, то помимо воды, которая расходуется на промышленное выращивание картофеля, вода также уходит на ее промышленную очистку, производство растительного масла для жарки, производство топлива для доставки, производство упаковки, и так далее.

Вот и получается, что на выращивание обычного килограмма картофеля уходит 300 литров воды, а для упаковки чипсов нужно от 3000 до 5000 литров воды.

Короче говоря, чем больше промышленного мяса, сыра, молочных продуктов и вкусняшек мы едим, тем больше воды мы потребляем. В следующий раз, когда вы будете идти на обед, прикиньте, сколько воды ушло, чтобы сделать эту еду.

Но погодите! Ведь эта говядина уже в супермаркете, она уже выращена. Эта вода уже использована, почему мы не можем ее съесть?
Можем, но если мы покупаем и едим водоемкие продукты сейчас, пищевая промышленность будет продолжать ее выращивать или даже наращивать обьемы в будущем. Вот почему сейчас лучшее время, чтобы изменить наши привычки в еде сегодня. Спад спроса порождает постепенный спад производства, а значит уменьшение нагрузки на наши водные

Помимо понятий «Экологического следа» (Ecological Footprint) и «Углеродного следа» (Carbon Footprint) существует также «Водный след» («Water Footprint») , который отражает объём воды, затрачиваемый при производстве различных товаров или оказании услуг. Определение «Водный след», как правило, применяется в отношении потребителя воды (человека, организации, страны) и учитывает источник потребляемой воды, а также время/интенсивность потребления.

Представленная Вашему вниманию инфографика иллюстрирует «Водный след» по странам мира.

  • Согласно расчетам «Водный след» каждого среднестатистического жителя Земли составляет 1240 м 3 воды в год.
  • К странам с самым низким «Водным следом» можно отнести Латвию, Грузию, Венгрию, Китай, Афганистан, Перу, Конго, Анголу и ряд других стран (600-1000 м 3 воды в год на человека).
  • К странам с самым высоким «Водным следом» можно отнести США, Грецию, Малайзию, Италию, Таиланд, Испанию, Судан, и Россию (2100-2500 м 3 воды в год на человека).
  • Ряд государств из этого списка стран с самыми высокими значениями «Водного следа» вынуждено импортировать воду, чтобы сохранять водопотребление на прежнем уровне.
  • Так высокий уровень «Водного следа» на душу населения обеспечивается за счёт импорта воды в США на 19%, Греции на 35%, Малайзии на 25%, Италии на 51%, Таиланде на 8%.
  • К странам наиболее зависимым от импорта воды можно отнести Кувейт и Мальту (импорт воды составляет 87%), Нидерланды (82%), Бахрейн и Бельгию (80%).
  • Возобновляемыми водными ресурсами наиболее богаты Бразилия, Россия, США, Китай и Индонезия.

Факты:

  • К 2025 году более 2,8 миллиардов людей 48 стран мира будет испытывать нехватку воды. К 2050 году количество людей, постоянно испытывающих нехватку воды, достигнет 7 миллиардов;
  • 70% всех пресных вод, изымаемых из окружающей среды человеком, идёт на орошение сельскохозяйственных угодий;
  • На производство 1 кг шоколада необходимо 24 000 литров воды, 1 кг мяса – 15 500 л, 1 кг маслин – 4 400 л, 1 кг сахара – 1500 л, 1 чашки кофе – 140л.

Виртуальная вода

Кроме «Водного следа» встречается и другое близкое ему (более упрощённое) понятие – «Виртуальная вода», которое включает в себя только затраты воды на всех стадиях производства какого либо товара или услуги.

Посмотрите на схему, представленную ниже, и Вы поймёте, какое количество воды расходует человечество впустую. Светло-серые колонки – это ежедневные действия человека, сопровождаемые расходом воды. Светло-жёлтые колонки – это альтернативные действия, которые может предпринять человек, чтобы уменьшить потребление воды.

По этим данным, если человек слегка изменит свои пристрастия, то количество потребляемой воды, приходящееся на одного человека в сутки, можно снизить на 8664 литров – это приблизительно 8,7 кубометров воды! Таким образом, в месяц каждый человек может экономить 261 кубометр воды.

Интегрированный урок (окружающий мир и математика)3 класс

Сценарий урока

Тема: Виртуальная вода

Цель: способствовать формированию экологической культуры уч-ся

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «виртуальная вода» и «водный след»

2. Создать условия для формирования экологической культуры учащихся;

3. Воспитывать навыки экологосообразного поведения в природе.

Ресурсы: эл.презентация, диаграмма «яблоко», яблоко, раздаточный материалы: «водный след» - таблица расчетов, листы бумаги, эмблемы для каждой команды

Игра-разминка « Верю - не верю». (разминка будет проходить в форме голосования ногами)

1. 75% поверхности Земли покрыто водой

2. Только 2,5% воды является пресной

3. Верите ли вы, что 5 минут душа – 100 литров воды?

4. Верите ли вы, что наши учебники и тетради – это 60 000 литров воды?

5. Верите ли вы, что чашка кофе – это 140 литров воды?

6. Верите ли вы, что 1 джинсы – это 10 850 литров воды?

А так ли это мы узнаем на занятии.

Деление на команды Дети рассаживаются по командам.

Повторяем правила работы в команде

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

«Вода», «Экология», «Экономия воды»…..- таблички на доске.

Показываю яблоко. Если это яблоко весит около 100 граммов, сколько в нем содержится воды? (ответы детей)

Ученые подсчитали, что в этом яблоке содержится 70 литров воды. Кто этому верит?

Давайте попробуем разобраться, где же прячутся 70 л. воды в нашем 100 г яблоке.

Составление диаграммы может быть на каждую команду выдать набор высказываний о том, на что тратится вода (правильные и неправильные). Команды должны выбрать нужные и прикрепить по очереди на доску в виде диаграммы или ромашки.

Кто моет яблоки перед тем, как их съесть?

Нужно ли поливать яблони в сухое время?

Откуда еще яблони получают воду?

Нужно ли подкармливать растения?

Нужна ли вода на производство упаковки?

Как яблоко попадает в магазин?

Видим ли эту воду? (ответы детей)

Как можно её назвать? (если будут затруднения, то ассоциации с компьютерными играми)

Мы не видим эту воду, ученые назвали ее …..Эта вода виртуальная.

ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА – на доске

Сейчас вам предстоит дать определение этого понятия.(работа в командах)

Ответы команд. Что такое виртуальная вода?

1 слайд

Виртуальная вода - это объем воды, который был использован при производстве какого-либо товара или услуги. Например, виртуальная вода чипсов – это вода, которая потребовалась на полив картофеля, полив кукурузы или подсолнечника, из которой произвели масло для чипсов. Мытье картофеля на фабрике и пр. Обычно виртуальная вода измеряется в литрах на килограмм товара.

Вся перечисленная вода и входит понятие «виртуальная вода».

Самооценка

Давайте проверим, кто же оказался прав во время разминки

Презентация (до водного следа- последний слайд «стакан молока»)

Можно ли говорить о «виртуальной воде человека»? (ответы детей)

С одной стороны человек использует воду, с другой – человека все-таки «не производят». Мы используем различные продукты и товары, поэтому разные люди используют разное количество «виртуальной воды».

Все кол-во «виртуальной воды», которое необходимо конкретному человеку, называется его «водным следом».

ВОДНЫЙ СЛЕД человека- на доске

Слайд ВОДНЫЙ СЛЕД

Так ли выглядит наш водный след?

Может быть дать задание командам обсудить и написать водный след, предположим, хлеба. Затем обсудить, сообщить, что для того чтобы буханка хлеба оказалась у нас на столе, необходимо 500 литров воды. (при наличии времени)

Читаю рассказ Дениса Иванова, дети делают записи, затем считают «водный след».

Подсчеты можно делать в столбик, а при подсчете общей суммы можно пользоваться калькулятором.

Результаты записать.

Сравниваем результаты. 6 086 литров. Это примерно 609 ведер или примерно 30 ванн

Самооценка

Задания для самостоятельной работы в командах:

  1. Подвести итоги, что же такое виртуальная вода.
  2. Подвести итоги, что же такое водный след
  3. Как сократить свой водный след? (возвращаемся к диаграмме яблока. Где можно уменьшить расход воды?)
  4. Подсчитать свой водный след за день
  5. Поиск путей сокращения непосредственного потребления воды

Самооценка

Подведение итогов:

Если у вас 3 зеленых капельки – вы МОЛОДЦЫ!

Если у вас 2 зеленых капельки – вы хорошо поработали!

Если только 1 зеленая капелька – вы старались, но в следующий раз старайтесь быть более внимательными и собранными!

Упражнение с мячом: - Что вы сегодня узнали нового? Изменилось ли ваше отношение к воде? (одно высказывание от команды)

Ваши «Капельки» приготовили для вас подарки