Почему Авраам сказал, что Сара его сестра, а не жена? Последнее, что ты сказал (ЛП) Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы.

“Последнее, что ты сказал”

Сара Бирен

Прошлым летом жизнь Люси и Бена резко переменилась. Однажды, когда они как раз флиртовали на берегу озера, практически признавшись в чувствах, всё было так хорошо… А потом, прошёл миг, и Трикси - лучшая подруга Люси и сестра Бена, ушла, её сердце остановилось во время плаванья. И их идиллия в тот же миг раскололась на части, разрушилась. Сейчас прошёл уже целый год в их городке, с той поры, как Трикси умерла, и Бен с Люси прервали любые отношения. Они не могут изменить тот день, когда потеряли Трикси, но лето может наконец-то решить их судьбы.

ВНИМАНИЕ!

Данный файл предназначен для ознакомления,

поэтому просим после прочтения удалить его.

Над переводом работали:

Переводчик: Габриэла Полонская

Редактор: Елена Семагина

Перевод предоставлен группой

Falling Kingdoms | Translation books

1· Люси

Это может стать проще.

Да, это был мой первый день на курорте, на летней работе, которую я не хотела, но согласилась на неё только потому, что не умею говорить нет.

Эмили протянула руку.

М? – я уставилась на девочку. Мы уселись на тротуар у её дома, и рядом стояло ведёрко с цветным мелом. Кусочек ярко-голубого цвета она сжимала в руке – второй закрывала глаза от солнца, пытаясь смотреть на меня.

Я могу что-нибудь выпить?

Я потянула за одну из светлых косичек.

Твоя бутылка с водой на крыльце, - она аж подпрыгнула от радости.

Эмили исполнилось пять. Она девчушка умная, к двум знала уже сотни слов – мы с Трикси даже список составили! Эмили была кузиной Трикси. Обычно мы нянчили её вместе, но теперь мы с Эмили остались вдвоём.

В субботу, когда все уехали на рыбалки. Да, скоро лето, на озеро Хальчион и во множество других курортных городов Миннесоты скоро наедет полно людей… Закончится школа, и наш сонный городок наполнится туристами.

Родители Трикси и Эмили владели каютами в Эппл Три Лэйн. Дело было на поколения, равно как наш семейный ресторан. Моя работа здесь – позаботиться об Эмили и помочь с домашним хозяйством и некоторым обслуживанием на курорте. И в ресторане я должна сделать всё, что могу, чтобы помочь.

Хорошо быть занятой.

Люси? – Эмили достала бутылку с водой и поставила её на тротуар рядом со своими красочными меловыми рисунками с разными бесформенными бабочками. – А мы можем поплавать?

Весна, слишком рано для купания. И хотя я выросла, купаясь в озере и летом, и зимой, катаясь на водных лыжах, я никогда не любила плавать. Даже тогда…

Трикси была чемпионкой, сильной и быстрой, будто бы рыба в воде.

Слишком холодно, - ответила я.

Да, Эмили?

Расскажи мне о Трикси.

Я улыбнулась. Это было одним из наших любимых занятий – так я могла сохранить Трикси живой. Рассказы Эмили о её двоюродной сестре стали частью нашей рутинной жизни.

Когда-то давно, - начала я.

Была счастливая маленькая девочка по имени Беатрикс.

Но все называли её Трикси.

И у неё был брат по имени Бен.

Правильно, - кивнула я. – У неё был брат по имени Бен, - вот только горло сжалось от его имени.

Расскажи мне о первой, первой Трикси, - Эмили рассмеялась таким драматическим смехом, сложив руки на животе, играя, будто Трикси… Но я не могла вспоминать о ней счастливой.

Однажды, когда Трикси было пять лет, она пошла в детский сад…

И познакомилась с Лулу! Лулу! С тобой!

Я улыбнулась. В тот первый день я так нервничала – и упала на туфли Трикси, но она всё равно хотела быть моим другом.

Я не была Лулу до нашей встречи. Это Трикси дала мне такое имя, а потом Бен с их родителями. Я чувствовала себя особенной, уникальной и замечательной. Куда лучше скучной Люси. Даже когда мы стали старше, рядом с Портерами я была Лулу.

Словно часть их семьи.

Теперь никто не звал меня Лулу.

На подъездную дорожку въехал автомобиль.

Бен! – завизжала, подпрыгивая у чёрного авто, Эмили. – Бен приехал!

Бен. Бен приехал. Моё сердце ушло в прятки, а глухие удары разливались по всему телу.

Я встала, прочистила горло, уставилась на свои руки.

Эмили стояла на тротуаре, дожидаясь Бена. Она прыгала, сначала на двух ногах, потом по очереди, и вновь завизжала, когда он приблизился к передней части машины, дважды ударил по коленям, а после рванулся к ней. Я приблизилась к крыльцу, надеясь скрыться за белым забором.

Мне нравилось проводить время с этой забавной маленькой девчушкой, со своей верой – пусть теперь не было её двоюродной сестры. Тем не менее, я чувствовала что-то странное, когда Бен видел нас вместе. Страх. И маленькую надежду.

Бен! – закричала Эмили, обнимая его. Он был высоким, широкоплечим и худощавым, но с мускулистыми руками. Пловец, как и сестра. И когда он поднимал Эмили над головой, его голубая футболка так смешно задиралась, что я мельком видела обнажённый гладкий живот, полоску смуглой кожи. Он уже успел загореть, волосы посветлели, и кудри торчали из-под бейсболки.

Ну, привет, мисс Эмили!

Будь смелой.

Вот он – их код.

Так говорила Трикси, когда мне требовался толчок, чтобы подняться по скользкой лестнице в школе, прыгнуть на батуте, подняться на Огненную Башню.

Оно того стоило – спешка, медали, похвалы, вид с Огненной Башни, раскрывшийся передо мною, озеро Хальчион, мили сосен и всё, что я так любила…

Да сейчас, наверное, мне должно быть легче.

Надо спросить Бена, как он себя чувствует. Да, оно того стоит.

Он заметил меня, посмотрел в мою сторону и тут же отвернулся. Сердце пропустило удар, и я позволила себе подумать, что он может мне улыбнуться, как прежде, что вспыхнут его глубокие карие глаза.

Люси. Не Лулу. Уже нет.

Люси – моя няня, - воскликнула Эмили.

Он поставил её на тротуар.

О, да, я всё время забываю.

Ну нет! – закричала Эмили. – Ты тоже ловить рыбу?

Да. Где твой отец?

Не знаю, - Эмили оглянулась и взяла мел в руку, чтобы закончить раскрашивать синие крылья бабочки.

Мне надо идти, увидимся позже, Эмили, - Бен был с нею таким добрым, что она его просто обожала.

Я не проронила ни слова. Удары сердца понемногу нормализовались. Мой милый Бен.

Нет, не так. Бен не мой. Он не милый, больше нет.

Он обошёл по тропинке гараж, направляясь к озеру, и больше на меня не смотрел. Не прощался.

Так было не всегда – мы были друзьями, а я надеялась, что однажды случится что-то большее. До смерти Трикси. Я скучала по нему, так сильно, как по Трикси. Иногда заставляла его смотреть на себя, и мне было интересно, скучает ли он по мне

Я всунула руку в карман джинсов. Там таился агат от Бена, гладкий, прохладный на ощупь. Я снова и снова прокручивала агат между большим и указательным пальцем.

Мне так хотелось бы отыскать способ вытолкнуть Бена Портера из своего сердца!

2 · Бен

Уже 9:54, и я опаздываю на работу. Технически – нет, если не учитывать того, что дядя повторяет – если ты не приходишь за десять минут, ты опоздал. Мои десять минут, определённо, начинались в 9:50. Мама и папа, конечно, говорят, что ехать отсюда легко, пятиминутная прогулка, но мне добираться довольно трудно. Джон только качает головой, вот только что он мне сделает, уводит?

Несколько дней назад мне и вправду хотелось, чтобы он это сделал. А ещё было жаль, что меня не выгнали из школы.

Но Лулу – нет, Люси, - здесь.

Спрашивает Саша
Отвечает Виктор Белоусов, 03.08.2015


Саша спрашивает: "Почему Бог поддержал план Сарры? В наше время, отцы, бросающие детей от первого брака, выглядят просто безнравственными. Церковь учит нести бремя прошлого и всячески поддерживать таких детей. Но на примере библейской семьи мы видим совершенно другую картину. Агарь и Измаил стали изгнанниками по одобрению всех:Бога, Авраама и Сарры.Как понимать это?"

Мир Вам, Саша.

Начнем с Бытия 16:1-10:

1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь .

2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее . Аврам послушался слов Сары.

3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму , мужу своему, в жену.

Как бы сегодня это называлось? Суррогатное материнство. Агарь - не рабыня, она является свободным человеком, работает за зарплату на Сару... Сара предлагает ей условия - чтобы Сара имела ребенка от Авраама через Агарь . Это условия "контракта" (завета, договора).

4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою .

А вот здесь начинается совсем интересная история. Агарь хочет нарушить условия "контракта": не отдавать ребенка Саре, "отбить" мужа у Сары и занять ее место - место госпожи и любимой жены. Можно спорить об этичности суррогатного материнства (тогда и сейчас), но смысл был не в вожделении Авраама к Агари. Всегда такие ситуации с двумя матерями, порождают неразбериху и проблемы, но... Кто в данной ситуации, на этом этапе нарушил условия "контракта"? Агарь сначала соглашается на условия Сары (как свободный человек), а затем их нарушает - с очень серьезными претензиями на чужого мужа...

5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

Здесь начинается вопрос - какова роль Аврама? Если бы он сразу поставил на место Агарь - проблемы бы не было. Но наверняка он изменил к ней свое отношение, как к будущей матери своего ребенка. Освободил от какой-то работы, стал давать какие-то привилегии - из чего исходя Агарь решает попробовать обойти Сару в "семейном строительстве".

6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Неожиданно (!) Аврам увидел проблему, признает ошибку (нарушение вертикали власти), констатирует правильный факт (Агарь не его служанка, а служанка Сары, и потому все права и обязанности решает именно Сара). И что делает Сара (что тоже логично) - снимает все послабления и бонусы, и показывает кто в доме хозяйка... Насколько сильно стала Сара притеснять ее - мы не знаем. Но Агарь принимает решение убежать - потому что не видит для себя интересной перспективы - ребенка отдать и снова быть лишь служанкой...

7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.

Господь через Ангела проявляет заботу о будущем ребенке (решая вопрос обеспечения через возврат в семью и говорит о перспективах) и обличает Агарь (что та была непокорна).

15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Какой результат? Агарь вернулась, ребенок родился - все более-менее приемлемо. Проходит более 12 лет.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Аврам уже испокоился - сын есть. Не так как хотелось бы, но хоть как-то. Прошло 13 лет - какие мысли были за этот период, какие переживания, как строились отношения...

15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;

16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.

17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?

18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!

19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него.

20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ .

21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год .

22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.

24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

Все - в завете.

Проходят события, и рождается Исаак.

1 И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.

2 Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;

3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;

4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.

5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.

6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется.

7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.

9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,

10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

11 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.

Измаилу уже 14 лет - в том время он уже несет ответственность за свои слова и действия как взрослый. Его насмешка показывает то воспитание, которое дала ему мать - Агарь. Скорее всего, на протяжении 13 лет она думала что Измаил унаследует все и готовила сына к этому. Теперь появляется конкурент... Мы помним историю Иосифа, которого продали в рабство родные братья из зависти. Помним историю Исава и Иакова. Времена были жесткие. Сарра понимает - скорее всего будет предпринята попытка "устранить" ее сына или как минимум "подвинуть". Она не сможет защищать его круглосуточно всю жизнь. Восток - дело тонкое. Чтобы чуть-чуть понимать стиль восточных отношений, когда много жен и много детей от разных жен - реальная средневековая история Роксоланы для примера (несколько сериалов были сняты по этой теме, кто не хочет читать). Мог быть тихий ужас. И потому Сарра, думая наперед, хочет решить будущую проблему. Но Авраам против - он привык к Измаилу, его уже все устраивает.

12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;

13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое .

14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;

15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом

16 и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;

18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.

19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.

20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.

21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.

И здесь решение остается за Богом. У Бога есть план. Господь хранит Измаила и обещает позаботиться о нем. Но это не главное - потому что для Бога главное - что в Исааке наречется семя Авраама и дальнейшая линия до Давида, до Иисуса будет идти через Исаака. Бог не хочет создавать проблемы там, где их может не быть. Он позаботится об Измаиле отдельно, но в таких условиях - чтобы тот (из-за человеческого фактора свободы воли) не смог навредить на том этапе Исааку. Именно на этих условиях Божьего обеспечения, Авраам отпускает Измаила. Авраам верит Богу и Бог выполняет Свое слово.

Как можно было бы повернуть ситуацию иначе?

1) Избегать такого суррогатного материнства. Терпение и доверие Господу...

2) Смотреть на характер "служанок" заранее. Если она египтянка, если у нее другие убеждения и ценности, то стоит ли - несмотря на красоту и здоровье...

3) Агари нужно было думать о последствиях и рисках - не только о возможных перспективах, но и о том, что она может потерять, и что в результате потеряла...

Божьих благословений,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

05 май

Все трое сидели маленьким кружком, молча глядя друг на друга, и глаза у всех были полны счастливыми слезами узнавания - узнавания друг друга и Благополучия. Сара протянула руки, обнимая одной рукой Аннет, а другой Сета. Сет и Аннет тоже обняли ее и друг друга. Они сидели так, и сердца у них пели.

Думаю, теперь моя очередь, - сказал Соломон, сидя на ветке дерева над ними. - Более подходящего момента быть не может. - И быстрым и плавным движением он спустился к своим трем бескрылым друзьям, приземлившись точно посреди их маленького кружка. - Найдете для меня место? - спросил он.

Соломон - воскликнула Сара. - Мы так рады тебя видеть!

Что ж, мои дорогие бескрылые друзья, приятно, что меня видят. Здравствуй, Аннет, очень приятно наконец официально с тобой познакомиться.

У Аннет отвисла челюсть. Она посмотрела на Сару, на Сета и на Соломона, а потом снова на Сару. Губы ее двигались, но слов не получалось.

Сара и Сет широко улыбались. Они знали, что Аннет сейчас чувствует, потому что не так давно сами впервые услышали, как разговаривает Соломон.

Итак, - сказала Сара, - как обычно говорят - говорящий филин стоит тысячи слов.

Сет и Аннет расхохотались.

К сожалению, ребята, я не могу задержаться, - сказал Соломон. - Я опаздываю на урок испанского. Ноя вернусь завтра. Тогда мы сможем поговорить. Hastala vista. - И не успели они и глазом моргнуть, как Соломон улетел.

Сара и Сет рассмеялись.

Он не просто говорит, но говорит на нескольких языках? - сказала Аннет, хохоча так, что у нее по лицу текли слезы.

Видимо, да, -- сказала Сара сквозь смех. -С ним не соскучишься. Все всегда меняется - и всегда совершенно.

Они посидели на платформе неподвижно.

Хотите покататься на канате? - спросил наконец Сет.

Не-а, - сказала Сара.

Не-а, - сказала Аннет.

Глава 15

Сара, Сет и Аннет сидели на полу дома на дереве и ждали, когда к ним присоединится Соломон.

Пока ждем, можем покататься, - предложил Сет.

Нет, я лучше посижу, - ответила Сара.

И я тоже, - кивнула Аннет.

У Сары до сих пор мысли скакали во все стороны. Прошлой ночью она почти не спала и практически не обращала внимания на то, что происходило днем в школе. Ее занимал вопрос, который ей не терпелось задать Аннет.

Ты сказала, что мама тебе о нас рассказывала? - Да.

Сара хотела, чтобы Аннет сама продолжила.

Она приходит ко мне во сне. Не каждую ночь, просто иногда. О, вот и он! - Аннет вскочила на ноги, указывая в небо. Сара и Сет тоже поднялись.

Он такой большой! - воскликнула Аннет, глядя, как Соломон кружит в небе над домом на дереве.

Сет и Сара посмотрели друг на друга и ухмыльнулись. Соломон уже давно не устраивал такого торжественного появления. Сара посмотрела на Аннет и ощутила знакомый укол восторженного предвкушения, а Соломон кругами спускался ниже и ниже, к дому на дереве.

Почему Авраам сказал, что Сара его сестра, а не жена? Что это был за обычай в те времена? (Игорь)

Отвечает Дмитрий Ю. , мессианский учитель:

Быт.12:11-13
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.

Итак, Авраам боялся за свою жизнь и сказал по этой причине Саре, жене своей, чтобы она сказала, что он ее брат.

Обычай в той земле, в те времена, был такой, что могли убить мужа, чтобы взять себе в жены женщину, которая понравилась.

Ну, чуть позже в другой местности история повторилась:

Быт.20:2 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.

Быт.20:11 Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою;

Как мне кажется, и в данном случае сам Авраам говорит, почему он так поступил.

Ну, история с Авраамом повторилась в исполнении его сына… причем, в той же местности:

Подписывайтесь:

Быт.26:7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Ну, и мотивы у Ицхака были те же — страх, что его убьют за его красавицу жену.

Думаю, текст Торы повествует о мотивах поступков Авраама и Ицхака, равно как и об обычаях того времени.

может быть, я буду иметь детей от нее.

В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее»; славянское (с LXX-и): «да чада сотворю от нея» .

Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т.е. как мужу, так и жене ().

Аврам послушался слов Сары.

Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза (), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели ().

. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.

Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте (); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга.

Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары

. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости (; ; ); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье (; и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой.

. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня;

«Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов).

Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

«Слова души огорченной! – говорит Иоанн Златоуст: и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи.

Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы

. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.

Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней.

И Сара стала притеснять ее,

Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Вот новый пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников.

и она убежала от нее.

Гордая служанка не захотела переносить такого унижения и предпочла бегство в пустыню Сур (), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией (; ) в северо-западном углу аравийского полуострова, известную теперь под названием «Джифар». По ней вела дорога из Палестины в страну фараонов, куда естественней всего и было направиться Агари, как в свою родную страну.

. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

В еврейском подлиннике стоит «Малеах-Иегова», аналогичное другому «Малеах-Элогим» (). По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует целая огромная литература, все произведения которой делятся на две противоположных категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Малеах-Иегова» был обычным тварным существом, хотя и высшим в чине Ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Малеах-Иегова» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия.

Представители первого взгляда (Августин, Ориген , Иероним, Гофман, Баумгартен, Толллюк, Делич, Куртц) утверждаются на следующих основаниях: 1) термин «малеах» или «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ (; ; и др.); 2) в Новом Завете ἄγγελος Κυρίου (ангел Господень) (; ) постоянно называется тварный ангел; 3) филологическое происхождение самого термина «малеах» указывает на его зависимое и подчиненное состояние (; ) и 4) наконец, самое откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т.е. до пришествия в мир Спасителя. Ни один из этих мотивов не имеет решающей силы.

Доказательства представителей другого лагеря (Генстенберг, Кейль, Ланге, Геверник, Нитч, Эбрард, Элер, Баумгартен, Вордсворд, из русских: А. Глаголев, А. Лебедев, Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам: 1) «Малеах-Иегова» ясно отождествляет сам Себя с Иеговой () и с Элогимом (); 2) те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога (; ; ); 3) библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, называя его Иеговой (; и др.); 4) учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него (), и с позднейшими откровениями; 5) органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос – Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо – «Малеах-Иегова». Сопоставление аргументов той и другой стороны довольно ясно свидетельствует о перевесе последней, т.е. о понимании «Ангела-Иеговы» за один из видов богоявления, именно за ветхозаветную форму личного откровения Сына Божия.

. И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина!

Самые слова этого обращения, лучше всякого упрека, должны были привести в чувство забывшуюся рабу.

. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

«Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, – говорит м. Филарет, – он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (Властов).

Пророчество Господа на потомство Агари

. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.

Весьма важно отметить здесь то, что Ангел Господень от Своего лица говорит здесь так, как обычно говорит только сам Бог. Это – одно из главных оснований к признанию божественного достоинства в лице Ангела Господня. Так как Агарь стала женой Аврама, то и она в некоторой доле сделалась наследницей тех обетовании о многочисленном потомстве, которые даны были Богом родоначальнику евреев. Это пророчество о потомстве Агари через ее сына Измаила блестяще оправдалось в истории, именно на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин, заняли большую часть Аравийской пустыни () и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.

. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;

Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени Измаил, которое в дословном переводе значит: «слышит Бог».

. он будет между людьми как дикий осел;

Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (; ), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого дикого сына пустыни.

руки его на всех, и руки всех на него;

Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них.

жить будет он пред лицем всех братьев своих.

Потомки двух братьев – Измаила и Исаака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.

. И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем:

Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности Ангела-Иеговы.

Ты Бог видящий меня.

Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение (; ; ). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя» , т.е. явивший на мне Свою промыслительную силу.

. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои .

Собственное имя этого источника в славянском тексте заменено переводом, объясняющим смысл его названия: «идеже предо мною видех» ; отсюда ясно, что Агарь, по общепринятому на Востоке обычаю, для увековечения воспоминания о бывшем ей у источника богоявлении, переименовала в честь его и самый этот источник.

Он находится между Кадесом и между Баредом.

Колодезь Агари, упоминаемый в Библии еще дважды (), по мнению одного ученого географа Палестины (Реланда у Риттера), вероятнее всего будет видеть в источнике Аин-Кадес, в долине, лежащей на юг от Вирсавии, по которой идут караваны из Сирии к Синаю и которую арабы называют «Милхи» или «Мувельх», именем, которым они обозначают и Агарь, и где они показывают пещеру – «ложе Агари».

. Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

Вразумленная бывшим ей откровением, Агарь возвратилась в дом Аврама, примирилась с Сарой и скоро сделалась матерью, родив сына, которого Аврам, согласно данному в откровении повелению, назвал Измаилом. Этим самым удостоверяется и реальность бывшего Агари видения.

. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Замечание бытописателя, почерпнутое им, вероятно, из традиции, ревниво сохранявшей все детали из жизни этого самого популярного на всем Востоке патриарха ().