Что значит «уметь учиться. Образовательный портал Что значит уметь учиться обществознание

Статья

Учебная деятельность и умение учиться

Долгополик Валентина Николаевна,
Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна ,
учителя начальной школы ГБОУ СОШ №10

Что значит учиться? Как на начальной ступени ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.

Уметь учиться - это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. В педагогическом толковании учиться - выполнять всё то, что предусмотрено образовательным учреждением. Учебная деятельность ребёнка в этом смысле состоит из разных действий или видов и подвидов учебной деятельности, например: выполнение домашней работы; подготовка своего рабочего места к уроку; ведение дневника; написание строчек букв цифр; решение математических задач; вычерчивание геометрических фигур; списывание текста или написание изложения на уроках русского языка; выполнение физических упражнений на уроках физкультуры и во время физкультминуток на уроках по другим учебным предметам; заучивание стихотворений и т. д.

Термин учебная деятельность в этом смысле иногда заменяют терминами учебная работа, учебный труд. Использование термина учебная деятельность в этом смысле целесообразно при рассмотрении вопроса общей организации учебного процесса в школе, классе, на уроке, при выполнении классных и домашних работ, использовании групповых и индивидуальных, репродуктивных и интерактивных форм обучения. Уместно использование этого термина в рассматриваемом смысле и тогда, когда говорят о рациональной организации в целом той части жизни ребёнка, которая обусловлена его обучением в школе. Такая учебная деятельность является характеристикой учебного процесса, а не обучаемого индивида.

Жизнь современного школьника, его учебная деятельность в рассматриваемом понимании существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях - это уметь выбирать виды и формы своей учёбы (например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям.

В психологии в рамках деятельной парадигмы выработалось другое содержание понятия учебная деятельность. Оно возникло в трудах Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Г.А.Цукермана и других, основано на психологическом понятии деятельности(А.Н.Леонтьев) и оформилось в виде концепции учебной деятельности в начале 80 - х годов прошлого века. Коротко, содержательно и конструктивно эта концепция представлена в статье В.В.Давыдова и А.К.Марковой « Концепция учебной деятельности».

Смысл психологического понятия учебная деятельность происходит от понятия деятельности, представленного в работе А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность», и связан с классификацией видов деятельности.

Таким образом, учебная деятельность в психологическом смысле - это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний(о мире, человеке, себе, математике, числе, правилах орфографии, животном мире, способах анализа литературного произведения, способах изготовления изделий из бумаги и т. д.), овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, овладение способами получения знаний.

Структуру учебной деятельности в психологическом смысле составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижения; учебные действия, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели.

Обучение умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при этом как «управление взрослым… процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом предполагает отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи, постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.

Уметь учиться - значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность: ставить учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, адекватные учебные цели, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, коррекцию или дополнение учебных действий (если это необходимо), умение выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Работа учащихся в режиме учебной деятельности на уроках и дома всё ещё редка. Направленность обучения на формирование учебной деятельности - один из резервов повышения его эффективности.

Использованная литература

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии.1981.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,Политиздат,1977.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.Учипедгиз.1946

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Знание.1974

Учебный процесс — это фундаментальная характеристика детского развития. Ребенок учится посредством связей, которые он создает между собой и окружающим его миром. Первые рефлексы, которые считаются врожденными, например искательный и сосательный рефлекс, приводят к тому, что ребенок непроизвольно направляет свои органы чувств на раздражители ближайшего окружения, источники шума. Касание, слух, зрение, обоняние и ощущение скоро становятся сознательными реакциями и требуют активного участия ребенка.

Наконец, развиваются моторная деятельность и познавательные структуры, такие, как речь и адаптация в коллективе. Учебный процесс требует полной отдачи всех способностей ребенка. Он учится, используя свои эмоции, свое тело, свои чувства, свои интеллектуальные способности, свои системы отношений, т. е. используя совокупность всех приобретенных знаний и опыт. Учеба представляет собой комплексный процесс, при котором воспринимается реальность, упорядочиваются понятия и формируются отношения между этими понятиями. Формирование происходит в результате позитивного взаимодействия между реальностью и учащимся.

В основе этого процесса у детей от природы существуют важнейшие предпосылки: любопытство и исследовательский дух, их притягивает все новое, внушая одновременно уважение и боязнь. Но все же одного любопытства и исследовательского духа недостаточно для учебы. Ребенок должен подавить чувство всесилия, благодаря которому он в раннем детстве верил, что может все. Он должен научиться признавать свои ошибки, преодолевать страх перед неудачей и перед неизвестным, должен уметь сделать выбор и в результате от чего-то отказаться. Он должен проявлять сообразительность, умственную изворотливость и иметь чуточку смелости и честолюбия, чтобы оставить надежную почву известного и броситься в неизвестное и новое для выхода на передовые позиции. Детская созидательность тесно связана с игрой. В созидательной игре возможно все, как это мы часто можем наблюдать, особенно в младшем детском возрасте. Каждая игра каким-то образом связана с реальностью, основана на наблюдении лиц и предметов, окружающих ребенка. Он концентрируется на вещах, которые возбудили его фантазию.

Ребенок восхищается миром взрослых и создает в своей фантазии свой собственный подобный мир, в котором можно быть самому отцом или матерью, пилотом, учителем или гонщиком. В игре ребенок чувствует себя всемогущим, в ней не действуют ни ограничения реальности, ни родители. Но это искажение реальности не является бегством, это скорее способ лучше ее изучить и ближе познакомиться с ней. Поскольку ребенок обладает пока еще небольшими знаниями и опытом, то он не может полностью понять реальность. В игре он ее продуцирует и интерпретирует и шаг за шагом учится лучше понимать и оценивать реальную ценность вещей и людей, которые его окружают. С этой целью он часто придает вещам совершенно другие свойства и функции, а не те, которыми они обладают в действительности.

Если ребенок делает «как будто», то он осознает, что реальность имеет некоторые ограничения. В игре ребенок учится многочисленным способам поведения и общения, которые затем будут ему полезны в его интеллектуальном развитии.

Целью учебы в школе является приобретение навыков и умений общения с коллективом я в то же время стимулирование ученика к проявлению своей индивидуальности и сотрудничеству в группе. Человеческая психика обычно стремится к равновесию, гармонии и сохранению упорядоченных связей и систем. Каждый раз, когда ребенок одевает школьную форму и идет в школу за новыми знаниями, а затем начинает изучать что-то новое, эти структуры мгновенно изменяются.

В этот момент включается механизм, имеющий тенденцию к восстановлению равновесия. Его называют приспособлением или адаптацией, и он состоит из двух основополагающих компонентов — ассимиляции и аккомодации.

Под ассимиляцией понимают интеграцию новых приобретенных знаний в существующие структуры и формирование связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.

Аккомодация представляет собой умственное усилие, которое требуется для пересмотра предыдущих знаний и создания нового учебного материала. При аккомодации часто необходимо разрушить старую схему, если этого требует комплексность новых приобретенных знаний. Речь идет о регулирующем процессе, целью которого является сохранение порядка познавательных структур и психического равновесия.

Тематическое занятие «Учится - что это значит?»

Клуб «Подросток», 16.09.2017 г.

Ясинская О.В., руководитель клуба

Цель: сформировать у учащихся представление об учебной мотивации и способах ее повышения

Задачи:

Изучить отношение учащихся к учебе, сформировать представление о причинах недостаточно высокого уровня учебной мотивации и возможности его повышения

Развивать логическое мышление, умение высказывать свое мнение, работать в группе и совместно находить ответ на поставленный вопрос

Способствовать воспитанию межличностного взаимодействия между учащимися.

Оборудование

Ход занятия

Приветствие ведущего.

Здравствуйте ребята. Совсем недавно начался учебный год, начались уроки, вы взялись за учебу. Как правило, в начале года у большинства подростков есть желание учиться, но со временем у многих оно постепенно уменьшается. Сегодня я предлагаю вам задуматься над таким вопросом: «Учиться – что это значит?» . Что стоит за этим словом? Мучение или увлечение? Скучные нудные уроки или интересные и полезные в жизни знания?

Кто из вас любит учиться? А кому нравится ходить в школу?

Игра на приветствие «В школе мне нравится…»

Ведущий бросает каждому из участников мячик. Тот, кто поймал, должен продолжить высказывание.

Ведущий:

- Каждый школьник хочет хорошо учиться. Об этом же мечтают и его родители. Но подчас у ребят возникают проблемы с успеваемостью, и тогда от взрослых приходится слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.

Такая ситуация зачастую связана не с ограниченной работоспособностью ребенка или его невысокими интеллектуальными возможностями, а с падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. О том, что такое учебная мотивация и как ее повысить, мы сегодня и поговорим.

И начнем наш разговор с народной мудрости: “Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя”. Как вы понимаете это выражение?

Игра “Собери пословицы”

Педагог-психолог предлагает ребятам снова обратиться к народной мудрости и вспомнить пословицы об учебе. Можно провести между командами. Каждая команда получает разбросанные пословицы. Задача: собрать правильно пословицы и объяснить их.

Пословицы:

Век живи... (век учись).

Ученье - свет, а... (неученье - тьма).

Не стыдно не знать... (стыдно не учиться).

Ученья корень горек... (да плод сладок).

Ученье лучше... (богатства).

Рукой победишь одного... (головой - тысячи).

Учиться всегда... (пригодится).

Учиться никогда... (не поздно).

После обсуждения данных пословиц ребята приходят к выводу: в народе учение всегда считалось великим и почетным трудом.

Проблемная ситуация

Предлагается проблемный вопрос: с чем может быть связано нежелание подростка учиться, если учеба изначально должна восприниматься им как самое важное дело?

Ребята высказывают свое мнение в ходе свободной беседы. Педагог может фиксировать на доске варианты ответов. Один из них обязательно будет связан с проблемой мотивации. На нем педагог акцентирует внимание детей и отмечает:

- Слово “мотивация” происходит от латинского глагола movere - двигать. Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотив можно представить как энергетическую батарейку личности. От уровня заряда этой батарейки зависит интенсивность деятельности человека. Нет у человека внутреннего мотива к выполнению какого-либо дела - значит, не будет и движущей силы. И дело это обречено на провал, так как человек воспринимает его как нудное, скучное, ненужное.

Мозговой штурм”

Ребята разбиваются на 4 группы. Каждая получает листок со своим вопросом, обсуждает его и записывает ответ в течение 2 мин. Затем передает листок с вопросом соседней группе по часовой стрелке, а от другой группы получает новый вопрос для обсуждения. Таким образом, за 8 мин. обсуждения все группы составляют свои ответы на предложенные вопросы:

Что значит учиться?

Важно ли самообразование?

С чем могут быть связаны трудности в учебе?

Должны ли помогать родители в учебе?

Организуется обсуждение: каждая группа отвечает на свой первоначальный вопрос, остальные соглашаются или высказывают иное мнение.

В итоге приходят к выводу: если ребенок заинтересован в обучении, то он способен к самообразованию, преодолению различных трудностей в учебной деятельности, не требует постоянной помощи родителей.

Проблемная беседа “Что снижает учебную мотивацию? Как с этим бороться?”

В ходе обсуждения определяются следующие ответы на поставленные вопросы (педагоги их комментируют):

1. Отвлекающие факторы детской жизни .

Обучение требует от школьника значительного количества времени, причем не только в школе, но и дома. И здесь возникает проблема противостояния различным соблазнам, которых рядом с современным ребенком предостаточно: телевизор, компьютер, телефон и др. Как решить эту проблему? Тренировать силу воли. Ставить перед собой четкую задачу: сначала сделаю уроки, а затем буду развлекаться.

2. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина.

В школе зачастую детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, совместных с учителями и родителями творческих дел. В этой связи подросткам нужно не бояться проявлять инициативу, предлагать учителям приемлемые способы разнообразить урок (в рамках той или иной учебной темы) или совместный досуг. Если педагоги увидят заинтересованность и ответственность своих учеников, они всегда поддержат эти начинания, а, возможно, и внесут встречное предложение, которое окажется еще более интересным.

3. Повышенная требовательность родителей к результатам учебы.

В некоторых семьях, к сожалению, существует лишь одна тема для разговора подростков и родителей: тема учебы. Причем родители интересуются только отметками в дневнике, не утруждая себя расспросами о проблемах, которые возникают у ребенка в школе. Ситуация эта довольно сложная. Она может быть связана с недоверием родителей, вызванным случаями обмана, отсутствием в семье традиции обмениваться своими впечатлениями о прошедшем дне, личными переживаниями. Чтобы как-то исправить ситуацию, подростку необходимо не отгораживаться от родителей, а стремиться к общению с ними: рассказывать о своих делах, интересоваться их успехами и, конечно, стараться всегда говорить правду, чтобы родители узнавали о промахах своего ребенка от него самого, а не от посторонних людей. Чем больше родители доверяют ребенку, тем спокойнее относятся к его неудачам.

4. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Осложняют учебную деятельность такие качества характера человека, как неусидчивость, нетерпеливость, невнимательность. Преодолеть их можно только самовоспитанием. Сложности в учебе могут быть вызваны и несформированными общеучебными умениями и навыками - работы с книгой, счета, письма, умения слушать учителя и одноклассников, концентрироваться на учебном материале, формулировать свою мысль и четко ее излагать и др. Эти навыки неслучайно называются общеучебными - они являются основой всей учебной деятельности, залогом ее успешности. Подростку важно знать свои слабые места и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Например, высокая скорость чтения позволяет быстро и качественно усваивать большой объем учебного материала. Повысить ее можно специальными упражнениями, частым чтением книг, что, кстати, способствует и расширению кругозора, так необходимого для успешной учебы.

Вывод:

современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, сильное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки, к преодолению всех трудностей в учебной деятельности. Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей необходимыми способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.

Ролевая игра “У меня нет... ”

В центре класса выставляются две парты со стульями. Четыре ученика занимают места за партами. Они будут принимать участие в ролевой игре. Остальные ребята - наблюдатели.

На парте перед каждым учеником педагог выкладывает набор школьных принадлежностей - тетрадь, учебник, дневник, простой карандаш, ручка, линейка. Затем демонстративно забирает у каждого ученика по одному предмету: у первого - ручку, второго - тетрадь, третьего - учебник, четвертого - карандаш. Далее проводит с ребятами импровизированный мини-урок, в ходе которого просит найти информацию в учебнике, открыть тетрадь, записать правило, начертить геометрическую фигуру. В ходе урока постоянно выясняется, что кто-то из учеников не может выполнить задание, так как у него отсутствуют необходимые принадлежности. Учитель каждый раз прерывает урок, просит ребят помочь однокласснику. В конце организуется обсуждение увиденного.

Вопросы для обсуждения:

Было ли вам комфортно на уроке?

Все ли у вас получалось?

Можно ли быть успешным на уроке, если не готов к нему?

От чего зависит успех школьника на уроке?

Завершающий этап

Ребята смотрят сюжет “Через 30 секунд твоя жизнь изменится”.

Вопросы для обсуждения:

Что с вами произошло за эти 30 секунд? Почему?

Вывод: учиться - это специальная, особая работа!

Алгоритм научения

Ведущий предлагает ребятам вспомнить случаи из жизни, когда они захотели чему-то научиться и добились этого. Что для этого пришлось сделать?

После того как ребята расскажут свои истории, педагог делает вывод: существует общий алгоритм научения чему-либо. Он предполагает три шага:

1. Выявление причины затруднения. Я хочу что-то сделать, но не могу. Почему?

2. Построение проекта выхода из затруднения. Что я должен сделать, чтобы устранить причину затруднения? Каков будет план моих действий?

3. Реализация построенного проекта. Действую по плану. У меня есть новый способ! Повторю его еще раз!

Вопросы для обсуждения:

Так что значит учиться? (Учиться - это когда ты сам хочешь получить какой-то навык, ищешь для этого необходимую информацию, осваиваешь ее и в итоге делаешь то, что раньше не получалось.)

Какое же самое главное правило учения - одно для всех? (Учиться надо самому.)

Демонстрация и обсуждение видеосюжета

Дети смотрят сюжет “Уилл Смит - мотивация”.

После обмена мнениями делается вывод: успех в учебе - это успех в жизни!

Рефлексия

Смайлики (учащимся предлагается по очереди нарисовать на листочке смайлик, который соответствует их настроению на уроке: !! особенная улыбка – если все понравилось и получили полезную информацию,  - простая улыбка, если было интересно, без эмоций - если занятие не вызвало особенных эмоций, грустный  если было скучно и неинтересно)

Заключительное слово ведущего

Выводы по рефлексии. Благодарность за работу. Пожелание успешного дня.

Сегод ня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Объём научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Научить учиться не просто, иначе и мы с вами – педагоги давно бы этому научились. Для начала на заседаниях ШМО мы решили разобраться, а что же это значит – уметь учиться?

Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, -учиться можно и дома.

Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Опять нет, так как он учится точно выполнять предписание. А учиться, то есть «учить – себя» - значит, самому давать себе предписания.

Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

Возникают новые вопросы. Что такое учебная деятельность? Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог? Что является исходным материалом и продуктом учебной деятельности? Какова её структура? И наконец, какие деятельностные способности, и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности.

Для ответа на эти вопросы мы изучили много литературы, слушали выступления своих коллег в других школах и итогом данной работы для нас стали эталоны:

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию в жизни.

Вторым важным выводом для нас стало то, что функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководители мы выбираем способы и средства обучения, организуем образовательный процесс, задаём учащимся вопросы, предлагаем задания. Как помощники – отвечаем на их вопросы. В ходе урока мы постоянно меняем свою позицию, но в какой бы роли мы не выступали, основная задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться.

Поэт Борис Слуцкий писал: «Ничему меня не научит

То, что тычит, талдычит, жучит»,

А это значит, чтобы научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Это может произойти в том случае, если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. Включить каждого ребёнка в учебную работу помогает технология деятельностного метода, так как именно эта технология создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения; решает проблему преемственности и непрерывности образовательного процесса между ступенями обучения; развивает самостоятельность мышления, интерес к предмету, творческие способности учащихся обеспечивает психологическую комфортность, нацеливает детей на успех. Вот так мы пришли к выводу, что системно-деятельностный подход позволяет нам – учителям не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию социального заказа нашего общества: саморазвитие личности и создание условий для её реализации.

Причём использовать деятельностный метод можно как в урочной так и внеурочной деятельности. Хочу предложить вашему вниманию заседание клуба «Мы и окружающий мир», которое проходило совместно у учащихся 2-х и 4-х классов. Четвёртый класс обучается по УМК «Перспективная начальная школа», здесь программой предусмотрены темы: «Учимся делать научное сообщение», «Даём оценку выступлению своих товарищей», да и сами заседания клуба. Второй класс обучается по УМК «Школа 2100». У четвероклассников такие заседания проходят систематически. На одном из них и родилась идея провести заседание вместе с второклассниками. Важно не пропустить этот момент в жизни младшего школьника: когда дети уже могут и ещё хотят расширять свой кругозор путём самостоятельного поиска информации и передаче её другому под ненавязчивым руководством учителя.

Итак, на заседании практически сразу перед детьми возникла проблема: вместе с Афанасием найти объяснение:

Что могут обозначать числа 6, 6 и 4?

Прозвучало много предположений. Дети начали искать правильное среди них. Сначала работа проходила в парах. Перед детьми стояла задача восстановить деформированный текст. На данном этапе работы был сделан предварительный вывод: данные числа каким то образом связаны с материками, океанами и частями света.

Затем с опорой на уже восстановленный текст работа проходила в группах малого состава, а точнее это два ученика 2 класса и ученик – консультант из четвёртого класса. Перед детьми стояла задача разгадать кроссворд. Проверка происходила с помощью интерактивной доски. Получив слово «материк» учащиеся ещё раз убедились в том, что они на правильном пути. Далее все разгаданные объекты надо было найти и показать на карте полушарий. Последним был назван и показан материк на котором живём мы. На следующем этапе роль старшего наставника перешла к четвероклассникам. Они выступали с научными сообщениями о расположении, населении, животном и растительном мире, используя ресурсы интерактивной доски: это и защита презентаций подготовленных в творческих группах. Причём второклассники не были пассивными слушателями, так как и материал преподносился не шаблонно и параллельно шло закрепление услышанного и увиденного с помощью дополнительного материала учебника. Так незаметно мы подошли к логическому завершению, сделав вывод: материков-6, частей света-6, океанов-4.

Зачем же стоять на месте, нужно двигаться вперёд: учить иначе – так, чтобы дети работали на уроке по-новому, лучше, сами.


Учить учиться?

Разве школьник не умеет учиться? - эти и подобные
вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что
учеников надо научить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен? В общем, доволен. Разве все это вместе не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться?

Представьте себе - совершенно необязательно. И да­же более того, тот факт, что ребенок получает неплохие отметки, еще не говорит о том, что он умеет учиться.

Вот что, например, пишет десятиклассница в редакцию журнала «Семья и школа»: «...мне очень трудно, хотя учусь я хорошо (учителя и родители довольны моими успеха­ми), но как мне тяжело все это достается. Я прекрасно понимаю, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гу­лять. Но как это сделать? Я вожатая в IV классе. Очень люблю моих ребят, люблю заниматься с ними, но это в ущерб урокам.

Конечно, вы вспомните про режим. Он у меня есть. Эта беленькая бумажечка висит у меня над столом и постоянно напоминает мне о ребятах, которые живут не так, как я. У них все рассчитано, на все есть время. Я пробовала жить по режиму. И что же? Да, все получалось блестяще, а вот уроки не уложились в отведенные для них часы.

А теперь о том, как я учу. В два прихожу из школы. Обедаю и сажусь за уроки: сначала - устные, потом - письменные (без перерыва до позднего вечера). Утром ме­ня будит звонок будильника: пора повторять. А ведь я хо­чу спать. Моя бабушка начинает браниться: встает, мол, в 6, а ложится в 12. В школе первые два урока я мало по­нимаю, что рассказывает учитель, хотя изо всех сил ста­раюсь не пропустить ни одного его слова. К третьему уро­ку все входит в свое обычное русло. Я легко понимаю учителя, спать уже не хочется. А потом иду домой. И все сначала...

Правда, разнообразят мою жизнь занятия с пионерами да рисование, которое я очень люблю.

Но, согласитесь, так жить нельзя.

Что же сделать, чтобы оставалось свободное время? А как уроки к понедельнику: в субботу или в воскресенье? Прошу вас помочь. Жду вашего ответа. И не одна я. У мо­ей подруги Веры тоже не остается свободного времени. Я очень прошу вас помочь нам».

Неумение учиться, как видите, не обязательно приво­дит к неуспеваемости ученика и поэтому не всегда обра­щает на себя внимание учителя. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возмож­ностей либо достигают успеха ценой очень тяжелого тру­да. Такие ученики часто не привлекают внимания педаго­га и, будучи предоставлены самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков вплоть до старших клас­сов, а подчас и до окончания средней школы.

Но неумение учиться может привести и к неуспеваемо­сти, хотя причины неуспеваемости детей могут быть самые различные: запущенность материала, пробелы в знаниях, отсутствие привычки трудиться, интереса к учению, интел­лектуальная пассивность, которую часто принимают за ту­пость и неспособность. Таким образом, неумение учиться- это лишь одна из многих возможных причин неуспеваемо­сти. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями

Во-первых, неумение учиться легко спутать с другими причинами неуспеваемости. Родители порой замечают, что ребенок хочет выучить уроки, подолгу просиживает над учебниками и все же домашнее задание приготавливает плохо. И вот взрослые спешат с приговором: «Неспособ­ный!» Рано или поздно это мнение станет известно ребен­ку, и бывает, что он, потеряв веру в себя, забрасывает уче­бу. И тогда приговор дополняется словами: «Он еще и ле­нивый».

Во-вторых, далеко не всегда неумение учиться приводит к хронической неуспеваемости и вообще обращает на себя внимание учителей и родителей.

Возникает естественный вопрос: почему же нередко на протяжении ряда лет неумение учиться остается необнару­женным?

Дело в том, что учителя имеют довольно ясное пред­ставление о результатах усвоения учениками пройденного материала. А вот процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблю­дения. Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, как он следует по­лученным советам, насколько рационален учебный труд школьника дома, учитель, как правило, не может, ведь го­товит-то уроки школьник почти всегда дома.

Да и сами учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз устроить дополнительные занятия, нередко сводят свою помощь к тому, что заново объясняют трудную тему, повторяют доказательство сложной теоре­мы, многократно прорабатывают решение задач, вызыва­ющих затруднения. Убедившись, что ученики усвоили со­ответствующий материал и у них нет пробелов в знаниях, учителя считают свою задачу выполненной. Но при изуче­нии следующего раздела те же ученики вновь встретят серьезные трудности, справиться с которыми самостоятель­но они не могут, и, следовательно, снова образуются про­белы в знаниях. Поэтому учитель просто не всегда знает, что ученик нуждается в помощи. Ведь до тех пор, пока не­умение учиться не приводит к явно заметным пробелам в знаниях, такие ученики, как правило, не привлекают к себе внимания учителя. Вспомните, что и старшеклассни­ца, написавшая приведенное выше письмо, считается бла­гополучной ученицей - учителя довольны ее успехами. И никто не подозревает, какой ценой это достигается.

Таким образом, перед нами вырисовывается линия раз­деления труда, а с другой стороны, взаимодействия меж­ду учителем и родителями при решении важной задачи - научить школьника учиться. Да, учитель не в состоянии сделать то, что могут сделать родители. Но он может разъ­яснить им, что от них требуется, научить их, как вести со­ответствующую работу, постоянно поправлять и корректи­ровать их действия, если это необходимо. Но для этого он сам должен быть вооружен определенными психологиче­скими знаниями об учебной деятельности, об ее структуре, формировании, последствиях нарушения. Обо всем этом и пойдет речь ниже.