Воспитания этнокультуры современного школьника. Этнокультурное воспитание - важный аспект в педагогике

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

Этнокультурные традиции как источник духовно - нравственного воспитания школьников

С.Н. Марактаева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа, с. Аларь.

В национальной доктрине образования Российской федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного и школьного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

Этнопедагогика оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся является совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание, импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности я рассматриваю в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Для приобщения детей к истокам народной культуры я выделяю следующие направления работы:

Расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

Давать детям общее представление о бурятах, живущих в Усть - Ордынском округе, республике Бурятия, других странах;

Знакомить с бурятскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

Приобщать детей к истокам бурятской праздничной и традиционной культуре.

Знакомство с национальными бурятскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у школьников. Именно в музее впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Мы посетили музеи в Кутулике, городе Черемхово, Ангарске, Иркутске. Очень частые гости в своем местном музее им. Мохосоева В.Б. Сами собрали уникальные предметы обихода у местных жителей в 1998 году.

Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно использовать произведения бурятского декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Это, прежде всего участие детей в научно-практических конференциях, где детям предлагаются различные темы по изучению быта, истории, традиций своего села. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ учителя помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.

Формирование этнокультурных традиций у школьников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют бурятские песни. Используя метод «погружения в мир бытования песни», я знакомлю детей с традициями, обычаями и верованиями бурят. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомлю их с многонациональностью родного края. Рассказываю, что на территории Усть-Ордынского округа проживают многочисленные народы (русские, буряты, белорусы, украинцы, татары, грузины и т. д.). Подробно останавливаюсь на бурятском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места: краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к предкам и их начинаниям.

На экскурсиях я предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у школьников является проведение народных праздников: «Сагаалган», «Сурхарбан», «Зѳѳхэй наадан» и другие.

Немаловажную роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам», «Оформление тематических альбомов».

Изучение бурятской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Таким образом, включение ценностей и традиций бурятской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:

Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

Воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

Использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

Фольклорный коллектив «ТЭРЭНГИ» в Аларской средней школе был создан в целях возрождения самобытной бурятской культуры. Первыми участниками коллектива стали учащиеся периферийных деревень - Курката, Кукунура, Алзобея, Буркова и насчитывала 15 человек. Со временем численность коллектива возросла, желающих прикоснуться к своим истокам, к бурятским народным песням, обычаям становится все больше, и на данный момент в коллективе насчитывается уже более тридцати человек. Участники нашего коллектива это ребята, занимающиеся в трёх группах. Первая группа учащиеся 1-4 классов, вторая - 5 - 6 классы, третья - с 7 по 11 классы. Огромная заслуга в сохранении и развитии бурятского фольклора принадлежит большим знатокам старинных народных песен и ёхора: Коняеву Г.Е, Булгатову С.Б, Самсоновой К.С, Марактаевой Т.И, Бидагаевой В.Б, Дадуевой А.М - это люди, сохранившие и передающие поисково - исследовательской группе кружка «Тэрэнги» самобытные, старинные народные песни аларских бурят, улигеры, легенды, сказки, благопожелания и т.д. Бессменным руководителем фольклорного коллектива является Марактаева Светлана Николаевна. Вот уже 22 года я веду работу по возрождению и сохранению бурятских традиций и обычаев.

Участники фольклорного кружка «Тэрэнги» - это дети, душой болеющие за сохранение традиционной бурятской культуры. Их всех объединяет любовь к родному языку, к родной культуре. География участников обширна: это представители всех деревень муниципального образования «Аларь».

В настоящий момент коллектив продолжает успешно работать в этнографическом направлении, где исследуется топонимика населенных пунктов, сакральные места, Баторова роща, Ламский сад, родники Алари, также проводится большая работа по краеведению - именитые люди нашей местности, певцы улигеров - Степанов - уроженец Бадархона, сбор материала малых жанров устного народного творчества их обработка. Продолжается изучение обрядов - свадебных, религиозных, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно – календарные праздники.

Продолжена работа по составлению родословной семей обучающихся, проводится беседы, лектории, семинары с родителями.

Репертуар коллектива охватывает различные музыкальные стили и жанры. Это постановка сказок и легенд, исполнение эстрадных песен, народных песен и ёхора. Участие в постановке обрядов. Поисково - исследовательская группа кружка «Тэрэнги» с 2004 года собирала у старейшин деревень легенды, благопожелания, старинные песни аларских бурят. Эти песни мы включаем в свой репертуар. Наши исполнители народных песен занимают первые места не только в районных мероприятиях, но и далеко за его пределами. Это, прежде всего Саганов Петр - победитель многих конкурсов, обучаясь в ВУЗе, он участвует в фольклорном ансамбле «Аянга», в прошлом году был с гастролями в Барселоне. Это - Марактаев Андрей, студент БГУ, активный участник хореографической группы. Полина Петинова - лауреат Международного конкурса детского и юношеского творчества «Дети мира» в городе Владивосток, где заняла третье место. Баторов Сергей - победитель фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Будущее планеты» который проходил в городе Санкт - Петербург. Тумуров Евгений, Юрий Петинов - участники Международного конкурса «Алтан туяа», и лауреат I степени - Атанов Леонид, он также лауреат регионального конкурса исполнителей эстрадной песни «Золотой микрофон», также победитель конкурса «Новая волна» в Новонукутске. Победитель областного конкурса «Баатар - Дангина» - Марактаева Валентина, она участница регионального конкурса в городе Улан - Удэ . Она лауреат многих конкурсов исполнителей народной песни - «Алтан туяа» в городе Иркутск, также лауреат конкурса «Язык душа народа», лауреат исполнителей эстрадной песни «Сэдьхэлэйм аялга» в Усть - Орде. Марактаева Валентина участница Международной научно - практической конференции «Экология в фольклоре народов мира». Фольклорный коллектив «Тэрэнги » становился лауреатом регионального конкурса «Язык - душа народа», исполнитель эстрадной песни Тумуров Евгений - лауреат этого же фестиваля, и лауреат, участник многих региональных мероприятий.

Песни, записанные у старожилов Алари, снискали большую популярность не только у нас, но далеко за его пределами. Почти все песни мы включили в свой репертуар. Исполнители народной песни - Саганов Петр, Марактаев Андрей, Васильев Герман, Марактаева Валентина, Петинова Полина, Баторов Сергей принимали участие в конкурсах различного уровня. Собранные старинные народные песни обработаны и скоро выходит сборник в поселке Усть-Ордынский (ЦНТ).
Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие песенного, танцевального и музыкального наследия бурятского народа. Костюмы исполнителей знакомят зрителей с декоративно-прикладным искусством народа и являются гармоничным дополнением каждого концертного номера. Они выглядят элегантными и легкими, одновременно глубоко традиционными и современными.
Репертуар коллектива обогащается с каждым годом неповторимо-оригинальными, глубоко традиционными и современными номерами за счет исследовательской деятельности членов кружка. Во время своих концертных выступлений участники коллектива показывают глубокое знание фольклора, лучшие достижения художественной культуры, песенно-танцевальные традиции своего народа.
За время существования коллектив приобрел известность и популярность, как в районе, так и за ее пределами, благодаря высокому уровню исполнительского мастерства, бережному отношению к духовной культуре бурятского народа, чувству современности. А так же постоянно участвует в районных, межрегиональных, всероссийских и международных праздниках, фестивалях и конкурсах, в научно - практических конференциях.
Первое выступление фольклорного коллектива состоялось в феврале 1993 года на районном конкурсе «Гэсэр - Дангина -93 », которое положило начало концертной, исследовательской деятельности участников фольклорного коллектива «Тэрэнги». Благодаря ярким выступлениям, творческой индивидуальности коллектива они стали получать приглашения от представителей культуры и других организаций.
Также на занятиях фольклорного кружка «Тэрэнги» я знакомлю детей с бурятскими сказками. После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. У нас имеется большой опыт инсценирования народных бурятских сказок. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Сравнение различных жанров устного народного творчества и показ отражения в них прогрессивных педагогических идей (например: улигеры, былины, сказки, песни) разных народов является одним из важных приемов воспитания детей на этнопедагогических традициях.

Каждый год в школах нашего поселения проводится фестиваль фольклорных коллективов, где участвуют обучающиеся начального звена. Очень интересно проходят конкурсы «Баатар - Дангина». Я думаю, уже на начальном звене мы знакомим детей с историей, обычаями бурятского народа. Это конкурсы юных чтецов, конкурсы детских песен, бурятские народные игры, подвижные игры. Учащиеся 1 - 4 классов (победители) принимают участие в районных конкурсах: Лёня Атанов во втором классе стал победителем муниципального конкурса «Баатар - Дангина», Озонова Маша, Махачкеева Даша, Марактаева Валентина - призёрами.

Этнокультурный компонент реализуется в нашей школе - в НПК, творческих проектах, конкурсах и фестивалях:

Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие бурятского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Современные требования к этнокультурному построению содержания образования, связаны со способностью, решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его этнической самоидентификации. Главная цель и задача школы с этнокультурным содержанием достаточно очевидна: воспитать и обучить ребенка на основе этнокультуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общечеловеческих и этнических ценностей.

Почин есть, усилия прилагаются педагогами, значит, будет и положительный результат в духовно - нравственном воспитании будущих семьянинов на основе этнокультурных ценностей. На примере 1-3 классов коротко можно показать, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Список литературы

1. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дисс. канд. пед . наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 1995.

2. Бетти Э.»Толерантность – дорога к миру» - М: «Бонфи», 2001

3. Герасимова К. ML , Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.
4. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). - Москва; Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2001.-299 с.

5. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики». Новосибирск, Просвещение, 1987.

6. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика,1991.

7. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1959. -227 с.
8. Элиаде М. Священное и мирское. - Москва: Изд-во МГУ, 1994-144 с. 8

9. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание» - Нальчик: «Эль – Фа», 1994.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этнокультурное воспитание младших школьников»

Амирова Фания Гадильяновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

«Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа

Как исторической общности»

Г.Н.Волков.

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в школе на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России.

Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России».

Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания.

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.

Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.

Мы стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций народов Республики Татарстан в этнокультурном воспитании школьников.

Наши педагоги используют различные методы и приемы знакомства с культурой народов, живущих в Татарстане: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческие музеи. А также широко используют современные компьютерные технологии.

Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.

Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

Также учителя начальных классов активно используют такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои татарских сказок», «Герои русских сказок», сборников загадок, пословиц и поговорок, проведение конкурса инсценированной сказки. Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Учащиеся начальных классов охотно посещают такие кружки как «Краеведение», «Умелые руки», «Хозяюшка». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музейном уголке работают над долгосрочными проектами «История села Шигали», «История села Семиозёрка», «История посёлка Озёрный», «Мои односельчане – участники ВОВ», «Дети войны» и др.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества.

Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников «Праздник Урожая», «Масленица», «Навруз», «Сабантуй» и др..

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерёва, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации школьных обедов..

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа,

С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины в школе реализуются социальные проекты «Моя малая Родина», «Чистая улица», «Операция родник», акции «Кормушка», «Скворечник».

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. Большое внимание я уделяю таким направлениям воспитательной работы, основанным на этнокультуре, как «В кругу семьи», «Моя любимая школа», «Мой друг». Семья и школа – вот точка отсчёта. Поэтому во всех мероприятиях у нас активными участниками бывают не только дети, но и родители. Мы проводим много бесед о своих родных, чтобы знать историю семьи, знать традиции своего народа. Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «О чём рассказала старая фотография», «Ветеран живет рядом». Дети вместе с учителем посещают на дому престарелых людей, тружеников тыла, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Я хочу закончить свое выступление словами Д.Лихачёва

Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачев


1

Народная педагогика определена в научной литературе как совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В русском народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных праздников, в повседневном труде. К примеру, на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, где учились вышивать или плести кружева.

Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, ... так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ.

Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений - к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ... д-ра пед.наук.-М.,2003.-403с.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 9. – С. 92-92;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5357 (дата обращения: 21.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»