Глина из земли для чего подходит. Заготовка глины

Из которого наши предки изготавливали массу полезных предметов для быта. Позже и украшения для женщин стали изготавливаться из этого материала. Цветовая гамма у нее может быть самой разнообразной: красная, коричневая, серая, белая, голубая, желтая и комбинированные сочетания. Зависит это от ее минерального состава. Сейчас, чтобы добыть глину, не обязательно нужно идти на ее поиски в местах ее скопления. Достаточно обратиться в любой специализированный магазин или творческую лабораторию. Важно отметить, что не любая глина может быть пригодна для творческого ее воплощения в предмет искусства или обихода быта.

Чем может быть полезна глина?

Любая деятельность, заключающаяся в комбинированном взаимодействии ручного труда и фантазии, не только увлекает ум мастера, но и помогает молодому организму развить мелкую моторику пальцев. А это значит, что мышление, воображение, чувство цвета, геометрия предмета и многое другое - подарит ребенку возможность развить свое творческое начало. К тому же общеизвестно, что лепка обладает успокаивающим эффектом и дает возможность сосредоточиться на конкретном предмете - «здесь и сейчас». И подарок, сделанный своими руками и от чистого сердца, не оставит никого равнодушным.

Обжиг глины в домашних условиях

Если вы хотите подарить вашему рукодельному изделию длительную жизнь, то обжиг просто необходим. Чтобы в ходе этого процесса изделие не потеряло форму и не треснуло, очень важно соблюсти технологию обжига глины согласно ее нормативам. Благодаря воздействию на глину высокой температурой, изделие обретает прочность, оно «каменеет». А если после всех требуемых манипуляций произвести покрытие глазурью, то и вовсе ваш предмет творчества можно использовать и в обиходе.

Сейчас очень популярна практика обжига глины в домашних условиях. Здесь нет ничего сложного, кроме того, что следует придерживаться техники безопасности и иметь необходимое место, достаточной мощности для обжига.

Начать стоит с того, что изделие необходимо оставить в темном месте (или без прямого воздействия солнечных лучей), чтобы подсушить. Перепады и сквозняки неблагоприятно скажутся на качестве обжига глины - это стоит учесть. Чем меньше толщина стенок изделия, тем быстрее оно высыхает и меньше времени требуется на то, чтобы избавиться от ненужной влаги, и наоборот. Это касается и времени обжига, чем больше и толще предмет, тем больше времени уходит на запекание, диапазон варьируется от 4 до 12 часов. Усреднено, это бывает около 6 часов, но это все индивидуально.

При укладке ваших работ следует соблюдать их расположение по схеме «пирамиды»: внизу располагаться должны наибольшим размером предметы, далее выше с постепенным уменьшением. Немаловажное значение имеет вес: самые тяжелые изделия должны быть снизу. На данном этапе можно не бояться, что они могут склеиться друг к другу - смело выкладывайте друг на друга. Закрываем печь.

Температура обжига глины в своем максимуме достигает 900 градусов. Но прогревание должно идти с постепенным повышением. Если у вас профессиональная печь с терморегулированием, то первый нагрев должен быть выставлен на 150-200 градусов. Такая температура будет держаться не более 2 часов. Затем прибавляем еще 200 градусов и остальные 2 часа выдерживаем глиняные предметы в печи. И так повторяем до тех пор, пока не достигнем значения в 900 градусов, и выдерживаем еще некоторое время.

Как необходимо обжигать глину

Как правило, в домашних условиях обжиг глины осуществляется в самодельной печи. В этом случае температурный режим надо контролировать на постоянной основе. Это будет выглядеть по следующей схеме:

  1. Начинаем с первого положения переключателя, держим 5 минут и выключаем.
  2. Через 5 минут включаем, оставляем на 10 минут глину запекаться и выключаем.
  3. Через 15 минут включаем, вновь выдерживаем 10 минут и выключаем.
  4. На этом этапе включаем печь, и выдерживаем обжиг глины до тех пор, пока изделия не покраснеют.
  5. Здесь включаем переключатель во второе положение и по той же схеме: 5-5 мин, 10-10 мин, 15-10 мин выдерживаем. Причем здесь не нужно выключать печь, а лишь спуститься со 2 положения на 1 и обратно.
  6. Положение 3 применимо в том случае, если мощности печи не хватает.

В среднем до 6 часов уходит на весь процесс обжига глины. Определить «готовность» можно по свечению стен внутри печи. Как только свечение станет светло-желтого цвета, выключайте печь.

Не стоит сразу открывать дверцу, оставьте остыть изделиям в печи на длительное время, например, на всю ночь. Это позволит равномерно остыть после обжига. Затем можно их покрыть глазурью и дать высохнуть, так ваше творение прослужит вам гораздо дольше.

Лепка из глины

Если вы хотите использовать глину без обжига, то вам необходимо выбрать ее с полимерными добавками.

Перед началом лепки полимерную глину нужно хорошенько размять руками, постучать ладонями. От этих манипуляций выйдет лишний воздух из материала. Это необходимо в том случае, если все-таки решитесь на обжиг (но не обязательно). Придать форму изделию удобнее, работая двумя руками, начиная с более крупных предметов и заканчивая самыми маленькими. В помощь вам придет стек, это инструмент для лепки. Когда работа завершена, протираем влажной губкой или кистью изделие.

Как правильно лепить

Глина хоть и пластичный материал, но более прочный, чем пластилин. Поэтому существует несколько важных рекомендаций по обращению с ней во время лепки:

  • Глина должна быть всегда влажной, не давайте ей высыхать.
  • При появлении трещин сразу сглаживайте их водой или водно-глиняной массой.
  • Работа по лепке начинается с крупных предметов, плавно переходя к более мелким.
  • Вкатывать в глину посторонних изделий не стоит, лучше сделать для этого отдельные углубления в изделии.

Когда все сделано, нужно оставить вашу фигурку на пару дней высохнуть. Хотя без обжига прекрасно выглядит, можно дополнительно ее запечь в духовке или микроволновой печи, но это по вашему желанию. Клей ПВА на завершающем этапе может послужить глазурью для изделия.

Полимерная глина как источник вдохновения

При использовании полимерной глины обжиг не является обязательным процессом, но это создает потрясающий эффект реалистичности предмета. Смотрится очень эффектно.

Обжиг полимерной глины можно проводить в духовом шкафу с терморегулятором и на самодельной печи. Но самым удобным способом является аэрогриль. При создании цветов, аэрогриль не подойдет, так как они станут тонкими. Для них нужна температура в интервале от 110 до 130 градусов.

А это означает, что ни один из предложенных способов не работает. Поэтому обжиг глины для цветов лучше проводить в стеклянной посуде.

Запекаем цветы из полимерной глины

Бутоны цветов помещаем на зубочистки, которые воткнуты в любой мягкий предмет, например, в фольгу. Помещаем все это в стеклянную посуду с крышкой, и отправляем в хорошо разогретую духовку. В среднем, около 2-2,5 минут потребуется для готовности изделия. Но обратите внимание, чтобы цвет у них не изменился и не стали тонкими лепестки. Если это произошло, то вы передержали изделие. Точное время выдержки обжига вам удастся установить экспериментальным путем, в зависимости от режима работы вашей духовки и объема изделия.

При обжиге полимерной глины в духовке важно учесть температуру стеклянной посуды - она не должна быть холодной, ее разогреть можно непосредственно в духовке во время ее обогрева.

Мы продолжаем двигаться в космическую неизвестность. Мир всё больше походит на футуристическую беллетристику. Поэтому таким естественным кажется неестественный по сути возврат к простым, натуральным материалам.

Другой источник современного стремления к натуральности – перманентный страх экологического коллапса. Экологически чистый дизайн сегодня востребован, как никогда. Именно сегодня глина начинает ассоциироваться с ценностью, вопреки устойчивым прямо противоположным историческим коннотациям. Современный дизайн охотно берет глину в оборот, восторженно обнаруживая её невероятный декоративный и практический потенциал.

Глина в строительстве

Глина как материал в современном интерьере имеет весьма широкое применение благодаря своей пластичности. Какой другой материал одинаково употребим и в громоздком строительстве, и в изготовлении тончайших поделок?

Глина, различная по составу и свойствам, сегодня может быть применена едва ли не повсюду.Так, наряду с традиционным – глиняным же! – кирпичом, весьма популярны в качестве строительного материала саманные блоки. Состоящие из глины, песка и органических наполнителей, они обладают и крайне низкой себестоимостью, и замечательными техническими характеристиками.

Хотя современная технология изготовления саманных блоков и отличается от традиционной: вместо соломы, как правило, используются древесные опилки, да и сами блоки производятся не вручную, а механически, – тем не менее, материал этот продолжает сохранять очарование глубокой древности.

Саманные блоки сегодня активно применяются в строительстве, и дома, составленные из них, показывают себя лучшим образом, как по техническим критериям, так и эстетически.

Что нужно знать, чтобы использовать глину

Полезно знать, что для того, чтобы используя глину самостоятельно, как материал строительный или декоративный, получить удовлетворительный, качественный результат, крайне важно уметь подбирать состав глины. Это становится очевиднее, если знать, к примеру, что сами строительные смеси подчас содержат сразу несколько видов глин, что сообщает им их качества.

Потрясающие возможности глины

Глина как материал обладает поистине неиссякаемыми возможностями применения. Известная человеку с древнейшей поры его становления, она до сих пор остаётся актуальной. Как и тысячи лет назад, глина служит самым разнообразным нашим нуждам, пускай и в ином виде, чем прежде: вместо необожжённой посуды в нашем распоряжении сегодня есть и универсальный фаянс, и тончайший фарфор; вместо глинобитных полов – несметное разнообразие плит и плиток – и так далее.

Сегодня на основе глины изготавливают штукатурки для стен, строительные смеси, кровельные и облицовочные материалы, лепнину, скульптуры, посуду, декоративные элементы и многое другое. Вопреки распространению инновационных материалов, глина твёрдо удерживает свои традиционные позиции, и даже проникает в стан конкурента, постоянно обнаруживая новые возможности своей реактуализации.

Стены

Глиняные штукатурки сегодня набирают все большую популярность. Живая поверхность стен, оштукатуренных с применением этого материала, не только весьма привлекательна, но и обладает множеством полезных свойств благодаря своей естественности и экологичности.
Штукатурка из глины – гипоаллергенный материал, действующий на манер фильтра. Она способна поглощать излишнюю влагу, что способствует регуляции микроклимата внутри дома. Она более, чем доступна по цене. Она проста в применении. Обладает прекрасными защитными характеристиками и устойчива к появлению микротрещин, что препятствует её разрушению.

Пол

На сегодняшний день существует ряд технологически отличающихся друг от друга способов устройства глиняного . Вместе с этим, состав и основные свойства этих полов практически идентичны.

Глиняный пол заливается или выстилается смесью из глины, песка, соломы, щебня или других добавок. В результате пол приобретает уникальную по свойствам и наружности гладкую поверхность, устойчивую к износу. Такие полы обладают антисептическими и антистатическими качествами. Они способствуют поддержанию оптимального баланса влажности, способны сдерживать и даже нейтрализовать неприятные запахи. Кроме того, они обладаю способностью сохранять тепло: нагреваясь в течение дня, они постепенно отдают его в ночное время.

Важно так же и то, что поверхность глиняного пола не требует специального обслуживания и легко ремонтируется в случае необходимости.

Облицовка

Облицовка наружных стен при помощи глины – дело не простое: глина хорошо впитывает и отдает воду при намокании и нагревании, что в результате приводит к образованию трещин. Это требует применения специальных технологий при обработке готового покрытия и производстве облицовочных материалов. В таком качестве глина может быть использована в виде керамической наружной плитки и штукатурных смесей

Стены, сложенные из самана, так же не слишком влагостойки, поэтому нуждаются в дополнительном оштукатуривании. С этой целью традиционно используется известь, компенсирующая естественный недостаток глиняных блоков и сообщающая особое очарование постройке.

Крыша

Традиционная керамическая черепица производится путём простого обжига глины. Не смотря на простую технологию, не менявшуюся с глубокой древности, такая черепица способна служить многие десятки лет, иногда даже не нуждаясь в ремонте. Производители, как правило, дают гарантию на свои изделия до 30 лет.

Такая черепица не боится перепадов температуры, пересушивания от прямых солнечных лучей, и даже открытого огня и кислотных дождей. Глиняная крыша очень медленно охлаждается и нагревается, что обеспечивает особый комфортный климат внутри.

При выборе черепицы рекомендуют обратить внимание на то, что поры на её поверхности обязательно должны быть замкнуты: чем “пористее” черепица, тем выше её способность удерживать и поглощать влагу, что может привести в итог к её разрушению. Помимо этого, склонность к поглощению большого объёма влаги значительно снижает морозостойкость глиняной черепицы.

Гончарные исделия

Не смотря на огромное количество новомодных материало для изготовления посуды, глина не теряет своих позиций. Всё так же распространены и востребованы изделия из керамики, фарфора, терракоты и фаянса.

Керамическая посуда не выделяет вредных веществ при нагреве. В ней не бывает накипи.Она химически инертна – словом, керамика едва ли не идеальный вариант посуды, применяемой в нашем быту. Терракота изготовляется из особых красных сортов глины. После обжига она приобретает характерную фактуру, при этом может быть и грубозернистой, и тонкой. Цвет терракоты варьируется в пределах от красно-коричневого до кремово-телесного.

Сегодня терракота применяется для изготовления посуды, чего прежде не делали: бытовало представление о нелюбви терракоты к воде. Развитие же технологии производства терракоты изменило ситуацию, и ныне множество производителей обратилось к этому материалу в поисках новых интересных решений.

Домашнее спа

У глины в современном быту есть и совсем неординарное применение. С тех же давних пор глина зарекомендовала себя не только в качестве строительного или декоративного материала, но и как косметическое средство.

Глина хорошо тонизирует, дезинфицирует, отбеливает кожу. Отлично подходит для приготовления масок для волос, так как содержит большое количество кремния, что способствует росту и укреплению волосяной луковицы.

Хотя сегодня глина по странному стечению обстоятельств как строительный либо декоративный материал воспринимается нами с лёгким оттенком экзотики или даже социальной неустроенности, тем не менее общемировое поветрие и всё активнее меняют это положение дел.

С каждым годом проекты и способы использования глины становятся всё смелее и интереснее. Так что вполне можно ожидать, что через какое-то время облик наших жилищ и городов может значительно измениться, в том числе и благодаря глине.

40

Удивительно, но факт: соотношение минеральных веществ в человеческом организме и в глине одинаково. Еще не создана минеральная добавка, которая могла бы конкурировать по составу и полезным свойствам с этим чудесным природным веществом.

Сейчас многие специалисты обратили внимание на возможности глины. Из неё делают не только примочки, припарки, растирки, но и употребляют внутрь. В некоторых странах, например, в Германии, Швейцарии, есть лечебницы, которые на этом специализируются.

Полезные свойства глины. Гениальная суть.

Глина широко распространена, разнообразна по составу минералов и физическим свойствам. Она является сильным сорбентом, поглощает гной, микробы, токсины, убирает запахи, отлично обезвреживает яды, а белая глина выводит из пищевого тракта стронций, цезий и радионуклиды.

Глина стерильна и обладает бактерицидными свойствами, которые приписывают содержащемуся в ней радию. Практически все необходимые человеку минеральные соли и микроэлементы, даже такие важные, как магний, кальций, калий, азот, железо содержатся в глине.

Один из многих элементов, который поставляет в наш организм глина, — кремний. Сейчас много говорят о его значении в нашей жизнедеятельности. Кремний принимает активное участие в физиологических процессах, начиная от изменения клеточных мембран до образования соединительной ткани хрящей и костей. Он стимулирует замену тканей, препятствует отложению холестерина, обеспечивает эластичность наших сосудов. Кремний совершенно необходим для нашего здоровья и красоты. И все это есть в глине.

Выдающийся русский врач Сергей Боткин считал глину абсолютно безвредной. Организм, по его словам, вбирает в себя из неё ровно столько полезных веществ, сколько ему нужно. Отсюда вывод — использовать глину на благо нашего здоровья можно всю жизнь, поскольку нашему организму всегда чего-нибудь недостает — железа, фосфора, калия.

Лечение глиной. Важные советы.

  • Глину можно найти в карьерах. Но, думаю, качество все-таки будет смущать, лучше приобрести её в аптеке.
  • Если вы все-таки собрали глину сами, её надо высушить на солнце, измельчить до состояния порошка. При этом использовать только деревянную или керамическую посуду. Очень хорошо держать глину в стеклянной банке на подоконнике — чтобы она заряжалась от солнца.
  • Компрессы из сухой глины можно делать на горло, а когда болит голова — на затылок, лоб и виски. Внешние компрессы работают глубоко.
  • Как проводить лечение глиной? Пить глину нужно утром до еды, растворив 1- 2 чайные ложки в воде комнатной температуры. В это время не стоит употреблять медицинские препараты, поскольку это бесполезно — глина их впитает и выведет из организма.
    Внимание! Некоторые специалисты считают, что внутрь следует употреблять только белую глину (каолин). 1 чайную ложку порошка заваривается 50 мл кипятка и размешивается. Пьется такая взвесь на ночь в течение 15 дней. Затем — перерыв 7 дней и повторение курса.
  • При наружном применение глины (аппликации, маски) кремний хорошо поступает через кожу при условии, что она хорошо очищена.

Итак, рецепты лечения глиной.

Лечение ангины глиной — 1 чайную ложка порошка глины растворить в стакане воды, полоскать горло несколько раз в день. Можно в течение дня сосать кусочек глины. Но не каждый, наверно, сможет. Можно пить по несколько глоточков этого настоя каждый час.

Лечение глиной бронхита — делать аппликации с глиной. Глину чуть развести водой. Сделать лепешку толщиной 1 см, положить на влажную ткань, утеплить теплым шерстяным платком, держать такую аппликацию советуют около 2 часов. Затем смывают теплой водой. Рекомендуют курс на 3 недели.

Лечение гайморита глиной — ежедневные аппликации в течение 2 часов курсом 3 недели.

Лечение глиной суставов — растирать больные места глиняной водой. Рекомендуют для усиления эффекта в глиняную воду добавлять 2-3 дольки измельченного чеснока.

Для укрепления зубов — чистить зубы глиной, полоскать рот глиняной водой.

При заболеваниях желудочно — кишечного тракта лучше пользоваться белой глиной. Начинать с половины чайной ложки глины на стакан воды, постепенно увеличивая дозу глины до 2 чайных ложек. Пить на ночь мелкими глотками за час до еды и перед сном. Пить курсами по 3 недели. Потом неделя отдыха и снова повторение курса.

Теперь поговорим о наружном лечении глиной . Часто после летнего отдыха люди бегут на обертывания в салоны. Как это объяснить? Казалось бы напитались солнцем, морем, солью, глинами и массажем. Но, видимо, не хочется расставаться с тем, что было так хорошо. Не тело, а душа просит напомнить о лете.

Что нужно знать еще о лечении глиной? В обертываниях нужно использовать три вида глины — для разных участков тела. 3 цвета радуги – каждому свой.

На ноги по колено можно наносить только зеленую глину. Она не перегревает вены, улучшает кровоснабжение.
Выше — бедра, ягодицы и живот — это всегда зона с признаками целлюлита. Нужна глина здесь красная глина.
В верхней части тела, на руках, декольте и на спине используется энергетическая желтая глина. Она тонизирует и способствует омоложению.

Лечение глиной в качестве масок и обертываний . Что нужно знать?

Белая глина – для угревой сыпи, тонизирует вялую кожу.
Голубая глина – отбеливает кожу, тонизирует, борется с угрями.
Зеленая глина – для жирной кожи лица.
Красная глина – снимает аллергию, рекомендуется для чувствительной кожи лица.
Розовая глина – для деликатного ухода за кожей. Содержит красную и белую глину.
Желтая глина – тонизирует вялую кожу.
Серая глина – увлажняет и тонизирует кожу лица.

Есть глины увлажняющие, но, как правило, все маски из глины сильно сушат, поэтому они актуальны только для жирной кожи, особенно если идет речь о лице. Для сухой кожи — это непросто. Глина — не крем, который легко накладывается, смывается и приятно лежит. Она тяжелая, да к тому же затвердевает, застывает. Нужно держать маску только лежа, чтобы был правильный лифтинг.

Если вы будете бегать с маской из глины, получится обратный эффект. Чтобы маска не вытягивала из кожи воду, рекомендуют смачивать её. Можно сверху положить влажный компресс, вырезав дырочки для глаз и рта. Полежать так и смыть, протереть после этого тоником, нанести крем по типу кожи.

Для чувствительной кожи очень хорошо подойдут маски из красной глины. Предлагаю посмотреть видеоматериал.

Маски из глины очень полезны в период возрастных прыщей, при угревой сыпи, поскольку глина обладает противовоспалительным, вяжущим действием.

Но если пичкать организм одним и тем же — он станет вялым. Глину, как и другие средства, даже если она вам очень нравится, нужно «забывать » на время. Так советуют косметологи. Можно сделать паузу в обертываниях, а можно заменить привычное средство другими — водорослями, солями — все это стимулирует новые процессы в организме. Но слишком частые каждодневные перемены нежелательны.

Любопытно знать, что у печников, которые всю жизнь работают с глиной, никогда не бывает болезней суставов рук. Поэтому чаще используйте глину в качестве масок для кистей.

Лечение глиной волос.

Чтобы подпитать волосы или избавиться от перхоти, хорошо делать глиняные компрессы. Массажными движениями нанесите влажную массу. Потом наденьте шапочку или укройте пленкой и через 15-20 минут смойте водой.

Делюсь с вами проверенными масками для волос из глины. Дочки меня приобщили ко всему. Искали рецепты в журналах, в Интернете. Должна признаться, что использование глины для лечения волос — очень простое и эффективное занятие. И что немаловажно, очень не затратное в плане денег. Пакетик глины стоит не больше 20-30 рублей, хватает на несколько раз.

Вот простые маски для волос из глины.

  1. 1 столовая ложка сливочного масла, его нужно растопить, добавить 1 желток, 1 столовая ложка глины (нам очень нравится голубая глина), 1 столовая ложка меда, 1 столовая ложка ложка лимонного сока. Все размешать деревянной ложкой, нанести на волосы, одеть шапочку или накрыть полиэтиленом, подержать так полчаса и смыть. Волосы не узнаете. Блестящие, живые, красивые.
  2. 50 граммов глины растворить водой теплой до состояния густой сметаны. Добавить 1столовую ложку яблочного уксуса, 1 столовую ложку бесцветной хны. Нанести от корней по всей длине. Дальше все, как в предыдущем рецепте.
  3. 1 столовая ложка глины. 1 столовая ложка молока, чуть меньше столовой ложки оливкового масла, все перемешать деревянной ложкой. Нанести лучше кисточкой на кожу головы и по длине волос на 15 минут. Далее все так же, как в предыдущих рецептах.
  4. 1 желток, 2 столовые ложки глины (опять же, я за голубую глину, больше всего нравится с ней), 1 столовая ложка облепихового масла, 1 чайная ложка меда. Нанести на волосы на 30 минут. Далее все так же, как в предыдущих рецептах. Я просто влюблена в эту маску.

Желаю всем здоровья, прекрасного настроения, омоложения и оздоровления возможно с новыми рецептами из глины. Думаю, что лечение глиной доставит вам одно удовольствие.

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки - обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» - ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще - ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, - шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10- 15% песка.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая - красной, а синяя и черная - белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике - специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

Гончарное искусство пришло к нам с таких незапамятных времен, что и сосчитать тяжело. При этом, раньше свойства исходного материала мастера могли проверить только на ощупь и этот способ, надо признать, является наиболее эффективным и сегодня. Хорошая гончарная глина, которую используют в мастерских, безусловно, идеальна для лепки и в домашних условиях.

Какой может быть глина для гончарного дела?

Конечно же, материал должен быть достаточно упругим и твердым, чтобы приобретать заданную мастером форму и с легкостью выдерживать ее. Кроме того, выбранная глина обычно достаточно жирная (только такая и подходит для лепки), податливая и тяжелая.

Что касается окраски, то гончарная глина может быть белой или серой, голубой или зеленоватой, коричневой или красной.И все это, конечно же, сделано самой природой. Причина тому вполне объяснима — будучи минеральной осадочной породой, глина содержит массу примесей и именно они являются ключевыми в формировании окраски последней. В целом же, если не вдаваться в химию, то чем темнее глина, тем большее количество органики в ней содержится.

Как правильно выбрать глину?

На самом деле, подходящий для гончарства материал можно найти практически везде. Разница только в том, что некоторая глина является практически сразу готовой к использованию, а в прочих случая придется повозиться, отмучивая ее, приводя тем самым в нужный вид. Пригодность к лепке найденного Вами материала можно проверить простым экспресс-способом — из влажной глины стоит скатать жгутик, толщиной примерно “в указательный палец” и согнуть его пополам — место сгиба не должно содержать трещин или же они должны быть крайне незначительны и едва заметны.

Цветовые особенности глины

Как уже было сказано, глина для гончарного дела может иметь самый разный цвет, но, по большому счету на самом процессе лепки это не отображается никоим образом. Другое дело, что на одной из его стадий изделие может изменить окрас. Исключением является только белая гончарная глина — только лишь при увлажнении она обретает едва уловимую серость, но даже после обжига готового изделия, оно сохраняет первобытную девственную белизну.

Во всех остальных случаях обычно изделия меняют свой цвет. Причем, случиться это может, как при сушке, так и во время обжига.

С чего начинается гончарное дело и где лучше всего взять глину

Объясняется это выгоранием органических соединений, которые “окрашивали” глину. По этой причине красить сырую глину не рекомендуют, ведь предугадать. как пойдет процесс на каждой из стадий достемено нельзя (особенно в домашних условиях) и в итоге вместо ожидаемого зеленного оттенка можно получить розовый или бурый вместо красного. В виду этого, обычно применяют довольно простую классификацию глин по “конечному” цвету. К примеру, белая окраска характерна для беложгущейся глины, оттенки от светлого желтого до светлого розового для светложгущейся, а от коричневого до темного фиолетового — для темножгущейся.

Нужно это больше для того, чтобы понимать, как правильно подобрать цвет для дальнейшей покраски высушенных изделий, а также для определения температурных диапазонов, в которых должны происходить стадии изготовления гончарных изделий.

Гончарная глина: виды, характеристики, работа

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам». Так, качественная глина для лепки, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Керамика: как подобрать глину для лепки

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам».

Керамика. Подотовка глины для керамических изделий.

Так, качественная, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Сделанные собственными руками декоративные элементы будут идеально смотреться в интерьере вашего дома. Кроме того, вы сами сможете создавать практичную и прочную посуду, которая будет абсолютно экологически безопасной.

Виды глины гончарной, ее характеристики

Чтобы изделие прослужило максимально долго, нужно правильно выбирать глину. Первоочередное внимание обращают на ее следующие свойства:

  • усадка (огневая, воздушная);
  • водонепропускаемость и пр.

Она продается в виде сухой смеси, но в таком состоянии оценить ее характеристики не представляется возможным. Однако, в хороших интернет-магазинах обязательно указывают все эти характеристики, а также состав.

Глина может быть: белая, красная, пористая, фарфоровая, грубая керамическая, каменная. Есть также особый вид — майолика, она характеризуется повышенным содержанием глинозема. Из нее производят фаянсовую посуду, которая обжигается при низких температурах.

Самая основная характеристика — состав природного материала. Качественная глина содержит следующие минералы: каолинит, корунд, пирофиллит, диаспор, силлиманит и др. Если же в ней наблюдается высокий процент кварца, гипса, пирита, то она отличается пыльностью и считается загрязненной.

Подготовка глины к работе

Если вы любите путешествовать, то можно легко найти природный материал в любой точке Земного Шара, но без специальной подготовки вы вряд ли получите из него хорошую и качественную глину. Поэтому лучшее решение — купить готовую смесь или брикет с специальном магазине. Цвет может быть изменен при помощи пигментов.

Смесь попросту заливается водой в указанных пропорциях. Через некоторое время, когда вода полностью впитается, вы получаете массу, по консистенции напоминающую тесто. Ее нужно хорошо пробить и уплотнить колотушкой. После этого можно приступать непосредственно к лепке вручную или с помощью гончарного круга. Если же она уже готова к использованию, ее достаточно хорошенько размять, чтобы она не липла к рукам.

Гончарная глина для гончарного круга

Гончарные работы

В местностях с глинистой почвой для многих может иметь смысл изготовление различных глиняных изделий и посуды. Ремесло это носит название гончарного.

Для гончарных изделий может применяться глина различных сортов. Самой лучшей считается белая глина или каолин, встречающаяся в юго — западных губерниях нашего Союза и в Восточной Сибири. Другой сорт белой глины — огнеупорный — встречается и в центральной области. Самой же распространенной является обыкновенная красная глина, встречающаяся всюду. Она легко плавится, вследствие большого содержания плавней, т. — е. таких веществ, которые при сравнительно небольшой температуре — ниже 1200е — способствуют ее спеканию и остеклянению.

При обжиге красная глина получается от красного до темного, красно — бурого цвета. По своей способности принимать тонкие формы; она вообще уступает белым глинам и чаще всего (при большой примеси песка) идет на изготовление кирпичей, а в случае небольшой примеси песка — и для грубых гончарных изделий.

Кроме того, следует различать глины жирные и тощие; первые не содержат песка, жирны на ощупь и весьма медленно испаряют влагу. Благодаря этому при высыхании они трескаются. Тощие же глины при растирании между пальцами дают чувствовать примесь песка и не растрескиваются при высыхании, так как этот песок служит как бы связывающим скелетом. Цвета глины зависят от различных минеральных и растительных примесей, из которых последние при обжиге выгорают и не оставляют следов, в то время как минеральные закрепляют на изделии ту или иную окраску. Следует отметить, что глина с растительными примесями является худшим материалом, т. к. выгорание органических веществ при обжиге оставляет после себя мельчайшие поры, во многих случаях, конечно, весьма не желательные.

Выбирать для гончарных работ нужно такую глину, которая при высыхании не начинала бы коробиться и трескаться, но в то же время и не была бы слишком тощей, так как в этом случае изделия получатся слишком хрупкими и будут иметь к тому же некрасивый шероховатый вид. На практике можно определить пригодность глины следующим образом: скатав из глины жгуток, обвертывают его вокруг пальца, и если глина на изгибе не потрескается, то может считаться пригодной. Кроме того, хорошая гончарная глина должна при сдавливании пальцами давать ясные отпечатки последних. Кроме того, глина должна быть свободна от посторонних примесей, камешков, корней и т. п.

Глина, только — что вынутая из земли, обработке поддается плохо; поэтому, если найдена глина удовлетворяющая требованиям гончарного дела, то нужно запастись известным ее количеством и приступить к ее подготовке для работы. Для этого глину размачивают, проминают и приготовляют из нее мягкое, совершенно однородное тесто. Последнее возможно только тогда, когда глина проморозится, для чего ее следует разложить с осени грядками, перемешивая время от времени лопатой для того, чтобы в теплые дни она не проросла травой. Во время мороза вода, содержащаяся в глине, раздробляет ее отдельные твердые комочки и придает всей массе глины однородное сложение; глина делается рассыпчатой и при смачивании легко впитывает в себя воду. Смачивать глину можно в чем угодно, при чем хорошо еще оставлять ее мокрой, ежедневно перемешивая около недели; тогда в глине развивается брожение — другими словами, начинают перегнивать все оставшиеся в ней органические примеси, что легко узнается по появляющемуся неприятному запаху. Глина, обработанная таким образом, приобретает еще лучшие качества, в смысле податливости в формовке и меньшей браковке при обжиге.

Для грубых изделий глина считается пригодной, если при продавливании в размоченном виде между пальцами не дает нераздавливаемых комков; для более тонких изделий глину процеживают, заливая в холщевый мешок, разминая его ногами и собирая осадок, отстоявшийся из выцедившейся воды.

Мнут глину при небольшом количестве прямо руками, а при большом — ногами. Для того, чтобы в перемятой глине не осталось пузырьков воздуха, ее еще перебивают, т. — е. разрезают проволокой ком глины, бросают один кусок на другой, слепившийся ком опять разрезают и проделывают несколько раз то же самое. Надо только бросать один ком на другой, ровно разрезанными частями, иначе результат может получиться как раз обратным. Кроме удаления воздуха, сбивание служит еще и для уплотнения глиняной массы, так как в этом случае изделия получаются плотнее и крепче. Перемятое и отбитое глиняное тесто уже годно для формования. Лучше заготовить его порядочный запас, так как чем дольше оно лежит, тем лучше становится; для того же, чтобы оно не пересыхало, его следует укрыть холстом, поддерживая последний во влажном состоянии.

На практике не всегда бывает возможно найти такую глину, которая имела бы все требуемые свойства. В этом случае качества, недостающие в одной глине, дополняются подмешиванием известного количества глины другого сорта — противоположного первому по качеству. Так, например, жирную белую глину смешивают с тощей красной и т. п. Для того, чтобы установить, какое количество примеси нужно брать для того или иного сорта глины, нужно сделать несколько пробных вещиц из глин, смешанных в разных пропорциях, высушить эти вещи и обжечь; лучшей смесью будет та, которая не даст при этом трещин и приобретет наиболее красивый цвет.

Конечно, смешивание должно производиться весьма тщательно, чтобы глиняная масса приняла вполне однородный вид как по цвету, так и строению. Последнее лучше всего достигается путем смешивания глины в виде мелко — измельченного порошка и уже позднейшего смачивания.

Следует отметить, что все указанные способы определения пригодности глины, хотя и имеют широкое применение в практике гончаров, могут оказаться недостаточно доступными и точными для гончара начинающего. Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской гончарного производства, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда — либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Самая выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным]кругом (рис. 119). В простейшем случае гончарный круг может быть устроен из старого колеса от какого — нибудь экипажа, с приделанным к нему конусообразным металлическим нижним концом оси. Под этим конусом устраивается конусообразное же углубление — подшипник для него, в котором ось могла бы вертеться с наименьшим трением. Верхняя, длинная часть оси проходит сквозь отверстие крышки стола и снабжена диском, на котором, собственно, и производится формовка. Вся комбинация должна быть так уравновешена и отрегулирована, чтобы не могла вертеться произвольно, качаться при вращении и могла бы от одного толчка ногой в нижнее колесо сделать большое количество оборотов. Для уменьшения трения все трущиеся части можно, конечно, смазывать.


Рис. 119. Гончарный круг

Самая формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи делаемого предмета. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока.

Что надо знать о гончарной глине?

При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезывает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — как говорят, спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине в массе прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700 — 800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2 — 3 часов действия огня, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию огня в течение еще 3 — 4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2 — 3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2 — 3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Описывать здесь цветные глазури мы не будем, во — первых, потому, что они требуют и более сложного оборудования, и тонкого обращения в работе, а во — вторых, — те глазури, с которыми еще мог бы справиться начинающий гончар, все содержат в себе, в качестве составной части, свинцовый глет — ядовитое вещество, применение которого для глазурования гончарных изделий вообще следовало бы запретить.

Нашему читателю мы лучше посоветуем производить окраску глины еще перед ее формовкой — посредством подмешивания в нее порошков натуральных минеральных красок, или же окрашивать уже готовые изделия эмалевой краской, продающейся во всех москательных магазинах.

Особо следует остановиться на производстве обжига гончарных изделий и прежде всего, на устройстве — служащих для этого, печей.

Гончарная печь представляет собой довольно сложное устройство — ее следует выкладывать с таким расчетом, чтобы и топлива уходило в работу меньше, и холодный воздух, идущий из поддувала, нагревался бы перед тем, как попасть в обжигальное пространство, и чтобы в этом последнем тепло распределялось не только как можно равномернее, но и могло регулироваться — но желанию направляться в то или иное место обжигального пространства.

Последнее необходимо потому, что во время работы может понадобиться очень тонкая регулировка нагрева той или иной части пространства, загруженного обжигаемыми изделиями.

Поэтому, помимо труда изготовить хорошую печь, гончар должен еще и изучить ее в работе, чтобы иметь возможность обращаться с ней в совершенстве и получать от нее максимум того, что она может дать.

Складывать печь следует на шанцах из поставленных на ребро строительных кирпичей; связующим материалом служит печная глина со значительной примесью песка для предотвращения растрескивания. Внизу делается топливник с поддувалом и над ним площадка точно таких же размеров, для загрузки обжигаемыми изделиями. Из топливника должны быть выведены ходы, пропускающие продукты горения (но не самое пламя) в обжигальное пространство, а также для обогревания обжигательной камеры со всех сторон и для подогревания поступающего из поддувала холодного воздуха. В самом обжигальном пространстве должно быть устроено известное число заслонок, открывание которых позволило бы отклонять тягу горячих газов в ту или иную сторону этого пространства. В дверцах печи должны быть устроены наблюдательные окошечки, защищенные синим или дымчатым стеклом. Дымоход должен давать безукоризненную тягу и также снабжается заслонкой, являющейся основным регулятором тяги, а следовательно и температуры печи.

В качестве горючего может служит любое сухое топливо — антрацит, древесный уголь, березовые дрова, а также нефть или газ, о которых, в виду сложности оборудования такой топки, мы говорить не будем.

Работа по производству обжига начинается установкой изделий в печь, которая при этом не должна быть совершенно холодной. Загрузка изделий требует большого навыка, так как всегда желательно использовать обжигальное пространство полностью и, в то же время, дать всем изделиям равномерный обжиг. Обычно изделия устанавливаются в несколько рядов как по всему поду печи, так и в несколько рядов вверх, стоящих прямо один на другом.

При этом, зная свойства данной печи (выявившиеся уже на практике), изделия расставляют и с учетом более или менее сильно прогревающихся зон обжигального пространства — т. — е. те изделия, которые требуют слабого обжига, ставят в места, прогревающиеся хуже, и наоборот.

После загрузки устье обжигальной камеры закрывается, в топливном пространстве разводится огонь, который поддерживается не сильным 1 — 1 ½часа, затем постепенно начинает усиливаться и в течение двух часов доводится до максимальной силы. После этого пламя постепенно ослабляется, и когда обжиг можно считать законченным, закрывают трубу и поддувало и дают печи, с заключенной в ней посудой или другими изделиями, охладиться до такого состояния, когда выгрузка уже не составит никаких затруднений — когда температура вынимаемых изделий перестанет быть не только болезненной, но и неприятной для рук.

Ни в коем случае не следует подвергать обжигаемые предметы резким изменениям температуры, и потому мы еще раз должны отметить, что нужно обращать самое тщательное внимание на соответствующую загрузку печи, т. к. во время обжига, если окажется, что часть изделий уже готова, а другая нет, то уже нельзя будет открыть дверцы и эти готовые изделия выгрузить.

Впуск холодного воздуха, который при этом неизбежно произошел бы, отразился бы вредно на всем содержимом обжигального пространства. Что же касается точного установления готовности обжигаемых изделий, то это производится как путем наблюдения в упомянутые выше специальные окошки, так и на пробных пластинках, сделанных из глины того же состава, что и остальные изделия, загруженные в печь, и расположенных в печи так, чтобы каким — нибудь тонким металлическим крючком их было бы легко вытащить, не открывая; при этом настежь дверец.


Рис. 120. Схема хорошей обжигательной печи для гончарных изделий. А — топка; Б, Г — каналы, по которым равномерно распределяется тепло; В — помещение для посуды с решеткой внизу; Д — ходы поддувала. Стрелками показано направление движения проходящих через печь теплых и холодных струй воздуха

Для удобства захватывания таких пробных пластинок, в них или проделываются, соответствующие применяемым крючкам, отверстия, или же им придается соответствующая форма — вылепливается на пластинке какой — либо крючок или ушко и т. п.

Дороговизна постройки специальной печи заставляет многих кустарей обжигать свои изделия в обыкновенных русских печах. Здесь их ставят в несколько этажей прямо на аккуратно уложенные мелко наколотые дрова, осторожно разжигают их при закрытой заслонке до тех пор, пока пламя не захватит равномерно всей массы дров, и лишь после этого открывают заслонку. При этом способе надо очень внимательно следить за тем, чтобы дрова при горении равномерно оседали, иначе посуда рухнет и все придется начинать сначала. Это очень крупное неудобство, с которым приходится считаться особенно малоопытному работнику.

Глина и керамика своими руками

Оригинальные рисунки, чертежи, схемы, практические советы, заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины - керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я.Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Примеры работ глиняных изделий

1. Кувшин чернолощенный. Современная работа.

2. Кувшин для воды. Дагестан. Терракота с поливой. Современная работа.

За гончарным кругом

Штоф. Терракота. Роспись. Современная работа.

2. Поставец. Роспись. Глазурь. Современная работа.

Индюк. Современная работа.

Декоративные птицы. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа.

Блюдо, декорированное рельефом.
Тонированная глазурь. Современная работа.

Декоративное блюдо. Роспись ангоба. Украина. Современная работа.

Кумган (квасник). Подглазурная роспись. Современная работа.

Барыня и птица.
Игрушки-свистульки. 1972. Т. Н. Зоткин.

Изразцы XVIII-XIX веков.

Барыня и звери. Игрушки-свистульки. Мастера села Абашево, Пензенская область.

Кормилица. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа. Собачка-свистулька. Современная работа

Модница. Современная работа.

Уездная барышня. Современная работа.

Лягушка-путешественница. Современная работа.

Огонь-олень. Современная работа.

Следующий раздел: Не боги горшки обжигают

Подготовка глины к работе

Чаще всего звучат вопросы нам, какую глину использовать для керамики. Действительно, глин много и кажутся доступными. Но как подготовить и самое главное как работать с ней. Все ли так просто в подготовке…

Почти в каждой области имеется месторождение глины. Многие наверное так и начинали…просто накопали. Моя первая глина была из местного карьера, где эту самую глину и добывают. Этополезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предварительную подготовку и опробование. Почему бы и нет!

Опытный путь долгий, но так работали гончары всегда…опыт, опыт и опыт. Дешево, но сердито! Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

И так, приступаем.

Во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту.

Для формирования изделия нужна хорошо подготовленная глина, чтобы понять ее качества. Т.е. уже просто накопать и вылепить, не вариант. Вот как в целом выглядит весь процесс.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года.

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски.

Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молотком, засыпают в невысокую емкость, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5 - 10 см. По истечении суток и после размешивания деревянным веслом образуется глинистая, имеющая густоту сливок суспензия.

Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито и оставляют стоять на несколько дней.

Глина для лепки и гончарного дела и шликерного литья — своими руками

За это время глина осаждается на дне. Затем воду удаляют при помощи сифона или через отверстия, просверливаемые по высоте емкости на расстоянии 2 - 3 см друг от друга и закрываемые пробками на время отстаивания глины.

Когда излишняя влага из глины испарится, что можно ускорить легким выпариванием в эмалированных тазах или оцинкованных противнях, она станет достаточно плотной и пригодной для ручной обработки.

Глину можно хранить в плотно закрывающемся оцинкованном изнутри ящике. В нем ее оставляют на вылеживание, или, как говорят, на «дозревание».

В оснащенных керамических производствах для удаления избыточной влаги из жидких масс применяют различные фильтр - прессы, а не выпаривание, ибо при выпаривании в некоторых глинах остается слишком много растворимых солей, мешающих дальнейшей их обработке (глазурованию и др.).

Лучшим, чем выпаривание, является способ подвешивания влажной глины в плотных холщевых мешках, которые в дальнейшем укладываются на гипсовые доски, однако, если ткань мешков не очень плотная, вместе с водой удаляется много тонких глиняных частиц, а при очень плотной ткани процесс обезвоживания слишком затягивается; в последнем случае мешки следует нагрузить.

Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучшаются его качества.

Сложенную в оцинкованном ящике массу можно покрыть влажной мешковиной или разместить ее на досках, поддерживаемых брусками на 7 - 8 см выше уровня воды, в которую погружены лишь концы покрывающей ткани.

Стадии состояния глиняного теста

Свойства глиняного теста на различных стадиях влажности являются важными характеристиками при манипуляциях с ним.

1. В весьма мягком пластичном состоянии глина легко формуется даже под небольшим давлением (очень податлива), но она прилипает к рукам и не выдерживает большого веса при наращивании высоты изделия, т. е. деформируется.

При этом размеры изделий в процессе высушивания слишком сокращаются, особенно если глина «жирная» (в массе много воды).

2. В умеренно пластичном состоянии глина также легко принимает ту или иную форму при небольшом давлении, и отдельные куски ее могут соединяться друг с другом. Но в таком состоянии она уже выдерживает давление наращиваемых стенок довольно больших сосудов.

Она не прилипает к рукам, но стоит лишь добавить в нее очень немного воды, как она снова становится чрезмерно липкой. Это может служить критерием оптимального рабочего состояния глиняного теста до добавления воды.

Данная консистенция чаще всего пригодна для формования сосудов и некоторых скульптурных изделий.

3. В окрепшем, но еще пластичном состоянии глина может формоваться лишь под большим давлением; непосредственно соединить два куска трудно. При скручивании глиняного жгута в нем легко образуются трещины.

В таком состоянии глина еще может подрезаться или зачищаться.

Сокращение размеров изделий при сушке гораздо меньше, чем в первых двух состояниях.

4. В следующем, уже довольно жестком состоянии глина деформируется с изломом; размеры изделий почти не сокращаются.

При простукивании глина издает звук, исходящий как бы от сплошного тела. Поверхность ее начинает чуть-чуть осветляться; это так называемое кожетвердое состояние.

Соединить два куска можно лишь при помощи склеивающего жижеля, т. е. разбавленной в воде до густоты сливок той же глины.

5. Последнее по влажности состояние характеризуется хрупкостью, при которой почти исключается возможность, даже при быстрой сушке, образования трещин.

Поверхность, например, красножгущихся глин становится светлой (выцветает). В таком состоянии глину можно полировать или зачищать наждачной бумагой, а также осторожно зачищать влажной губкой.

Для ручного формования наиболее подходит второе состояние, т. е. нормальное рабочее состояние.

По тем или иным причинам глиняное тесто может или пересохнуть, или быть слишком влажным; тогда следует изменить его влажность.

Доувлажнение и подсушивание (подвяливание) массы

Влажная глина обычно впитывает воду весьма медленно, а поэтому сформованная в виде грубого ролика она должна быть разрезана на тонкие лепешки латунной или стальной проволокой («струной»), натянутой между деревяшками, т. е. разрезана.

Лепешки, выложенные на влажную гипсовую доску или столешницу, обрызгивают водой до тех пор, пока они не приобретут нужную консистенцию.

После этого их можно соединять.

Подвяливание массы осуществляют, переминая ее на сухой и чистой гипсовой доске или круге.

Затвердевший гипс представляет собой весьма пористый материал с капиллярными канальцами, быстро оттягивающими излишнюю влагу. Гипсовая доска не должна иметь трещин и крошиться, чтобы не загрязнять массу гипсовыми частичками, а если она давно лежала открытой, то ее поверхность следует слегка «прошлепать» небольшим куском глины для очистки.

Обработка массы для формования

Перед формованием любая вылежавшаяся масса, состоящая из одной природной глины или из смеси сырьевых компонентов, должна быть «перебита» или перемята для удаления из нее, пузырьков воздуха и получения совершенно однородной консистенции. Для этого существует ряд способов - как ручных, так и машинных.

Опишем способы, применяемые при обработке малых количеств глины.

  • Первый способ заключается в том, что на деревянной доске скатывают ролик глины и, держа в обеих руках, скручивающим движением разрывают его на две части, а затем один кусок переворачивают и «сошлепывают» с другим. Все это повторяют пятнадцать-двадцать раз, для проверки, однородности перерезают ролик проволокой и осматривают, равномерна ли ее структура по разрезу.

Если глины требуется немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобнее перебить на столе.

  • Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты выше головы бросают его с силой на верстак. Затем его «сошлепывают» в колобок и разрезают в направлении вдоль стола латунной проволокой на два куска.

После этого верхний кусок бросают срезанной стороной кверху, а подрезанный нижний, не переворачивая, с силой бросают на бывший верхний.

Сделав срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом кверху, а на него второй кусок - тоже срезанной стороной кверху. Этот цикл повторяют примерно двадцать раз (можно перебивать массу и другими способами).

В некоторых случаях, если к пластичной массе прибавляют отвердевшие глиняные обрезки, то их предварительно доувлажняют и перебивают вместе с массой деревянным молотком.

На основе материала книги А. И. Миклашевского (Кандидата химических наук) «Технология художественной керамики» и собственного опыта. Статью подготовила Герасимова София

Задавайте вопросы!