Перинатальная психология. Интегративный подход

Ученые доказали, что фундамент для будущего развития ребенка закладывается очень рано – в возрасте до шести лет. В этот же период включается и пренатальное развитие малыша – крайне важный этап до его рождения. У будущей мамы есть возможность помочь маленькому человечку развиваться и узнавать мир еще до того, как она первый раз возьмет его на руки.

Значение пренатального развития

Зачем нужно заниматься пренатальным развитием малыша? Изучая высшую нервную деятельность человека, ученые доказали, что не используемые области мозга со временем атрофируются. При этом значительная часть этого процесса заканчивается до достижения ребенком возраста семи лет. Однако результаты последних исследований позволили обнаружить, что в мозге абсолютно здоровых новорожденных младенцев тоже встречаются атрофированные нейроны. Ученые пришли к выводу: человеческий мозг готов воспринимать информацию еще до рождения. И, если информации недостаточно – соответствующие отделы мозга начинают атрофироваться за ненадобностью.

Вывод ученых подтверждает и поведение будущих мам. Женщины всегда догадывались, что малыш, еще находясь в животе у мамы, многое слышит и понимает. Мамы разговаривают со своими еще не рожденными детишками, поют им песенки, рассказывают сказки. Еще 2000 лет назад в Древнем Китае беременные женщины собирались вместе, чтобы петь хором – по несколько часов подряд. Аналогичные обычаи существовали и в Древней Японии, и в Европе.

Пение для пренатального развития малыша

Пение имеет огромное значение для пренатального развития малыша. Во-первых, малыш слышит мамин голос, а это – самый приятный и успокаивающий для него звук. Встраивая в слова песни имя будущего ребенка (или называя его постоянно одним и тем же ласковым прозвищем – Комочек, Кнопка, Ягодка и т.д.), мама обращается к малышу-эмбриону, запуская интеллектуальную деятельность его мозга, заставляя концентрировать внимание. Детские песни (потешки, колыбельные, и т.д.) с незамысловатыми словами, повторяющимися многократно, помогают малышу осваивать родной язык еще в материнской утробе.

Во-вторых, пение помогает правильному дыханию мамы – то есть дыханию, полезному для физиологических процессов будущего ребенка. Ученые считают, что вибрации, вызываемые дыханием беременной женщины, играют ключевую роль для физиологического и психологического развития эмбриона. Пение «запускает» важные функции маленького организма, положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.

Можно, конечно, просто петь любимые песни – малыш будет слышать ваш голос, получать важную информацию из слов песни, вибрации при пении действуют на него как приятный массаж. Однако чтобы добиться тех самых «чудесных» результатов, о которых говорят специалисты по пренатальному развитию , петь нужно правильно.

Правила пения будущему ребенку таковы:

  • Песенные занятия нужно проводить регулярно , в одно и то же время – малыш привыкает к занятиям, ждет их и готов к восприятию
  • Песенки должны быть осмысленны . Утром мама поет приветственную песенку, вечером – колыбельную. Начинать нужно с самых простых песенок, затем, с каждым следующим месяцем, музыка становится все сложнее – и по ритму, и по смыслу. В последнем триместре малышу уже вполне можно петь о разных странах, о животных и растениях, о городах и машинах
  • В песенные занятия необходимо включать движения. Все эти движения привязаны к фрагментам песни и повторяются изо дня в день – так малыш привыкнет к ним и запомнит. Например, обращаясь к солнышку, можно протягивать руки к окну, в куплете про дерево – поднимать их вверх. Включайте в песни танцевальные движения, которые вам нравятся, но соблюдайте осторожность – все-таки беременность влечет некоторые ограничения
  • Каждую неделю-две нужно вносить в репертуар новые песни . Однако, больше двух новых песен в неделю предлагать малышу не стоит. Если какая-то песня нравится ребенку больше других (мама может понять это по его реакции), пойте ее чаще
  • Обязательно хвалите малыша за его реакцию на песню (ритмичные шевеления) – поглаживайте животик, говорите «молодец», «умничка», и т.д.
  • Перед сеансом пения необходимо наладить дыхание : на 4 счета - вдох, на 4 счета – выдох

Пример песенки-колыбельной для пренатального развития:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Во время пения нужно глубоко и ритмично дышать и поглаживать живот по часовой стрелке.

Для достижения лучшего результата можно пойти на специальные занятия по пению для беременных – на них обучают правильному дыханию при пении, правильным движениям, будущим мамам предлагают песни для любого триместра беременности.

Классическая музыка для пренатального развития

Что касается классической музыки, ее значение для пренатального развития не подлежит сомнению в современной медицине. Американские ученые в ходе проведенного исследования сделали вывод, что даже десятиминутное прослушивание классической фортепианной музыки будущей мамой стимулирует мозговые процессы малыша. Было обнаружено, что ребенок в материнской утробе реагирует на музыку убыстрением сердцебиения, при этом, на отдельные ноты, взятые из мелодии, никакой реакции зафиксировано не было.

Большинство специалистов пренатального развития сходятся на мнении, что на пятом месяце беременности малыш начинает различать звуки внешнего мира. Вибрации, возникающие при прослушивании музыки, он чувствует даже на более раннем этапе. Прослушивать классическую музыку будущая мама может с самого начала беременности – ведь музыка успокаивает, а все ее эмоции передаются малышу.

Музыка, полезная на любом сроке беременности:

  • для снятия раздражения - «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха;
  • от головной боли - «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина;
  • от бессонницы - «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;
  • для успокоения - «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта.

Начиная с пятого месяца, можно начинать «занятия» классической музыкой уже с малышом. Правила для музыкальных занятий во многом совпадают с правилами пения:

  • Регулярность занятий. Прослушивайте классическую музыку регулярно, в одно и то же время.
  • Правильное дыхание. Дышите глубоко, спокойно и ритмично – под музыку.
  • Выбор музыки. Выбирайте ту музыку, которая нравится малышу, на которую он реагирует, ритмично двигаясь.
  • Общение с малышом. Во время прослушивания можете разговаривать с малышом тихим, спокойным голосом, легонько поглаживать животик.

Когда малыш появится на свет, он будет знать и любить классические композиции, которые вы проигрывали ему до рождения. Дети, которых «воспитывали» на классической музыке в пренательном периоде, и после рождения обычно легко успокаиваются и засыпают под любимые мелодии. Кроме того, такое «воспитание» благоприятно сказывается на формировании музыкального слуха ребенка.

Надо заметить, что к понятию «классическая» в данном контексте можно отнести и духовную музыку. Эта музыка прошла испытание временем, она эффективно воздействует на эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Если такая музыка нравится будущей маме, она принесет пользу и малышу.

Стихи и сказки для пренатального развития

Когда мама рассказывает своему будущему малышу сказку или просто разговаривает с ним, он, как правило, успокаивается, затихает, «прислушивается». В это время запускаются активные процессы в головном мозге малыша, он запоминает отдельные слова, реагирует на фразы и интонации.

Специалисты по пренатальному развитию рекомендуют читать народные детские сказки – они, кроме смысловой нагрузки, обладают напевностью звучания. Это успокаивает малыша и вызывает благотворные вибрации, как при пении.

Стихи для еще не родившегося малыша должны быть короткими, ритмичными и запоминающимися, с повторяющимися словами и фразами. Стихотворный ритм благоприятно влияет на интеллектуальные процессы малыша, способствует более эффективному запоминанию слов.

Для пренатального развития подойдут детские стихи и потешки.

Примеры стихов:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Прибегут гусятки –

Ущипнут за пятки!

Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


Кошка целый день лежит,

Кошка мышку сторожит.

Мышка смотрит за окошко:

Не ушла ли еще кошка?

Пренатальное развитие малыша - важный период в его жизни. На этом этапе закладывается потенциал для его психологического и интеллектуального развития. Начинайте дарить малышу внимание, любовь и ласку еще до его рождения!

Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг).

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде - матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его . Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды (Г. Крайг).

Ученые выделяют три главные факторы риска, которые оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития: питание, и возраст матери (Р. Кайл).

Тератоген - это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода (например вирус, химический препарат). Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности; никотин - задерживает рост, влияет на умственные способности; излучение - задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

Принципы действия тератогенов:
1) воздействие тератогенов зависит от генотипа организма;
2) воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутри-gутробного развития;
3) каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
4) повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Новорожденность (0-2 месяца)
С рождения ребенок наделен способностью слышать и видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль.

Доношенные дети обладают целым рядом врожденных (безусловных) рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям. Это пищевые рефлексы, защитные, ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные .

Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с . Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Так, при резком звуке ребенок прекращает движение, замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе.

Движения рук младенца направлены к предмету, ощупывание предмета появляется на 4-м месяце. В 5-6 месяцев ребенок может схватывать предмет. Хватание - первое целенаправленное действие, является основой манипуляции с предметом. После 7 месяцев развиваются «соотносящие» действия. После 10 месяцев - первые функциональные действия. К одному году ребенок встает на ноги. На протяжении этого возраста наблюдается эмоциональное развитие. Первым является узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа.

Основные психологические новообразования первого года жизни:
- освоение вертикальных поз сидения и стояния;
- зрительно-моторные манипуляции;
- формирование потребности в общении;
- формирование фонетического слуха (по В.Г. Каменской).

Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу, что порождает кризис первого года жизни.

Младенцы, у которых родители сохраняют прежние отношения с ними, не признавая новых черт в их поведении и появившегося стремления к самостоятельности, отличаются повышенной раздражительностью и высокой тревожностью. В дальнейшем после выхода из кризиса они характеризуются недоверием к своим возможностям и своему окружению.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами.

Форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество со взрослыми по поводу действий с предметом.

Ведущая раннего возраста - предметно-орудийная деятельность. Особенно значимыми для психологического развития считаются орудийные и соотносящие действия (пить из кружки, рисовать карандашом, складывать матрешку, вкладывать фигурки в отверстие). Вначале взрослый знакомит ребенка с основной функцией предмета. Однако большое значение в психическом развитии раннего возраста имеет и использование полифункциональных предметов (так кубик может стать хлебом или утюгом). Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из предпосылок развития игры.

Зарождение новых видов деятельности
Внутри ведущей начинают складываться новые виды деятельности. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Предметная игра - одна из ранних форм игры, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей. Затем она перерастает в сюжетно-отобразительную (И.В. Шаповаленко), когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения в повседневной жизни. В конце 2-ого года жизни ребенок воспроизводит действия конкретного взрослого из своего окружения.

Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу.

Развитие познавательных психических процессов
ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер. Затем накапливается запас представлений о свойствах предметов, становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу - по форме, величине, цвету.

Внимание и память носят в основном непроизвольный характер и вплетены в деятельность.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное.

Раннее детство - сензнтивный период для . Речь начинает выступать как основное средство познания. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200 слов, а к 5 годам - примерно 1200-1500 слов. После 1,5 лет появляются двухсловные предложения. К 3 годам - предложения полные и распространенные.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис 3 лет протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» («Я сам»). Симптомы кризиса (по Л.С. Выготскому): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм.

У детей начинает формироваться и автономия (независимость и самостоятельность).

Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности.

Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.

Что такое пренатальное развитие?
Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.

Началом индивидуальной - отдельной от мамы - психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.

Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.

Пренатальный период: основные тенденции психического развития
Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира - развиваются органы вкуса и обоняния.
К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

Все эти формы поведения в перинатальный период - мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы - возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.

Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.

Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой - те, кто не смотрел этот сериал.
Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта». Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.


Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
Томас Верни - доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.

Брент Логан - директор Института раннего обучения в США - записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.
Рене Ван де Карр - основатель Пренатального университета - предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.

Михаил Лазарев - руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины - разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.

К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.

На ранних этапах эмбриогенеза закладываются предпосылки психического отражения мира.

Сам же процесс эмбриогенеза гарантирует неонатанту относительное постоянство среды независимо от того, происходит ли процесс внутриутробно или развитие оплодотворенного яйца осуществляется непосредственно во внешней среде. Здесь лишь можно отмечать разную степень обособленности эмбриона от внешней среды: у теплокровных плацентарных животных она максимальна. Собственно говоря, эмбриону нет необходимости отражать внешнюю среду, поскольку она (в идеале) комфортна и резко не меняется. Поэтому справедливо утверждение о том, что психика эмбриона - это вещь в себе. Она есть продукт саморазвития, а не следствие воздействия на организм плода среды обитания. Тем не менее по мере формирования органов у плода появляется необходимость установления и расширения связей со внешним миром. В этом процессе психика и выступает неким посредником между средой и организмом.

Несмотря на то, что роль среды в психическом развитии неонатанта очевидна, ее не следует преувеличивать. Существуют достаточно убедительные экспериментальные доказательства того, что развитие психики и поведения плода не прекращаются в случае его полной изоляции от среды обитания.

Значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности состоит в том, чтобы подготовить морфофункциональную основу неонатанта для отражения мира после его рождения. В процессе пренатального развития формируются сенсорные, сенсомоторные системы и двигательный аппарат плода. Пренатальное развитие отмеченных систем жестко детерминировано наследственной основой, что находит проявление в спонтанной двигательной активности эмбриона и плода. Эта активность незначительно, но все же корректируется внешней средой. И это служит основанием для того, чтобы говорить о существовании явления эмбрионального научения.

Изучение процесса эмбриогенеза у животных с разной эволюционной организацией показало, что движения эмбриона выступают универсальным явлением, свойственным как беспозвоночным, так и позвоночным животным.

Появление у эмбриона того или иного органа с мышцами обязательно сопровождается мышечными сокращениями. Эти сокращения мышц являются единицами будущих сложных поведенческих актов. В процессе эмбриогенеза мышечные сокращения эмбриона или плода еще не несут адаптивного предназначения во взаимоотношениях плода со внешней средой, как это имеет место в постнатальный период онтогенеза.

Однако любое правило имеет исключения. Например, у выводковых птиц птенцы перед выклевом должны иметь натренированные движения головы, шеи и клюва, чтобы в нужный момент разбить скорлупу яйца. Помимо этого, к моменту появления на свет птенец запечатлевает голос матери-наседки. Процесс звукового импринтинга протекает в последние дни эмбрионального развития птенца. Наседка при насиживании постоянно посылает звуковые сигналы, и эти сигналы воспринимаются эмбрионом, т. е. для куриного эмбриона характерно прямое психическое отражение по крайней мере некоторых элементов внешней среды обитания.

Следует отметить, что плодам млекопитающих не свойственна подобная психическая активность. Возможно, что вследствие укороченного эмбриогенеза (в сравнении с выводковыми птицами) детеныши млекопитающих (по крайней мере, незрелорождаемые) рождаются на более ранних стадиях онтогенетического развития, т. е. с неподготовленной морфофункциональной основой сенсомоторной системы.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся . Оплодотворенная икра низших позвоночных является удобным объектом для изучения психического развития и поведения животных в пренатальный период онтогенеза. На эмбрионах рыб показано, что движение зачатков органов возникает в строгой последовательности по мере созревания нервных связей. Эти движения возникают спонтанно и имеют эндогенные причины. После формирования сенсорных систем (тактильной, зрительной) у эмбриона наблюдают движения, спровоцированные экзогенными факторами (механическое раздражение, свет). Эти движения имеют дифференцированный характер. Внешне они проявляются в форме подергивания отдельных частей тела, изгибания, вращения. В конце инкубации эмбрион демонстрирует «клевки». Клевки и изгибания тела способствуют выходу эмбриона из яйца в конце развития.

У земноводных животных в процессе эмбриогенеза отмечают аналогичные рыбам поведенческие проявления. Дополнительно у земноводных после формирования конечностей наблюдают гребковые движения. Вначале они совмещаются с генерализованными движениями всего тела. Эти сложные движения первоначально имеют эндогенные причины. Позже у эмбриона возникают координированные плавательные движения, характерные для свободно живущих головастиков.

В научной литературе подробно описано развитие двигательной активности эмбрионов хвостатых амфибий, например, амбистомы. Задолго до вылупления эмбрионы совершают плавательные движения разной степени сложности. Вначале фиксируют изгибания тела в форме буквы «С», позже изгибы приобретают форму латинской буквы «S». На следующем этапе развития в плавательные движения вовлекаются конечности, причем все эти движения ритмичны и возникают вследствие внутренних причин.

Доподлинно известно, что сложные по биомеханике движения эмбриона амбистомы созревают без научения и даже тренировки. Исследователи выращивали эмбрионы амбистомы в анестезирующем растворе ацетонхлороформа. В условиях опыта эмбрионы были лишены возможности совершать локомоторные действия длительное время без торможения процессов роста и морфогенеза. После того, как икру переместили в нормальные условия, т. е. сняли действие ацетонхлороформа, эмбрионы восстановили двигательную активность. Причем характер их движений (ритм, последовательность, координация) не отличался от движений контрольных эмбрионов, не подвергавшихся воздействию анестетика и имевших возможность тренировать движения.

Эндогенное происхождение локомоторной активности эмбриона доказано и такими интересными опытами. У эмбриона саламандры пересаживали зачатки конечностей таким образом, что конечности оказывались повернутыми в обратную сторону. После выклева у молоди направленность движений была нарушена. Молодые ящерицы пятились назад от раздражителей, которые у контрольных животных вызывали положительную двигательную реакцию. Результаты опыта говорят о том, что эмбриональные движения конечностей не имеют адаптивного значения для плода.

Похожие опыты проводили и на лягушках. Эмбрионам хирургическим путем на 180° разворачивали зачатки глазных яблок. В результате оптокинетические реакции выклюнувшихся головастиков оказались смещенными назад.

Таким образом, у низших позвоночных движения эмбрионов обусловлены внутренними причинами. Они не имеют адаптивного значения и служат целям функционального созревания структур, обслуживающих поведение животного на более поздних этапах онтогенетического развития.

Птицы . Удобным объектом для изучения эмбрионального поведения птиц служат оплодотворенные куриные яйца. Период инкубации у кур при оптимальном температурном режиме занимает всего три недели. Изменения в двигательной активности эмбриона можно наблюдать невооруженным глазом. На второй день инкубации у зародыша появляется сердцебиение. На четвертый день у куриного эмбриона возникает спонтанная двигательная активность. На этом этапе развития движения генерализованного характера начинаются с головного конца и распространяются по эмбриону в каудальном направлении. По мере формирования отдельных частей тела у эмбриона можно заметить самостоятельные движения головы, хвоста, глазных яблок, конечностей.

Американский исследователь Цин Янг Куо еще в 1920-е гг. подробно изучил хронологию и закономерности развития поведения куриного эмбриона. Причем он экспериментально доказал значение влияния внешней среды на развитие эмбриональной двигательной активности. Ц. Я. Куо разработал оригинальные методики исследований. Он перемещал эмбрион внутри яйца, наносил раздражители на разные части эмбриона, устраивал прозрачные окошки в скорлупе, через которые вел наблюдения. Он показал, что первыми движениями были движения головы к груди. Через день голова начинает поворачиваться в стороны. А спустя 4 дня после появления первых движений у эмбриона обнаруживаются первые экстероцептивные рефлексы. Исследователь обнаружил, что у куриного эмбриона ритм открывания и закрывания клюва синхронизирован с ритмом сердечных сокращений. Однако спровоцировать движения клюва можно раздражением любой части эмбриона.

Наблюдая за развитием движений ног у куриного эмбриона, Ц. Я. Куо пришел к неожиданному выводу. Передвижение цыплят и взрослых кур шагами (а не прыжками) предопределяется особенностями эмбриогенеза. У куриного эмбриона желточный мешок примерно с 11-го дня инкубации надвигается на брюшную сторону зародыша, чем сильно затрудняет движения ног. В результате ноги остаются в согнутом положении до конца развития. Причем одна нога располагается поверх другой. Однако верхняя нога имеет большую свободу движений по сравнению с ниже расположенной конечностью. Поэтому подвижность правой и левой ноги цыпленка к моменту выклева неодинакова. Цыпленок может переставлять ноги только по очереди. Вначале движение совершает более подготовленная нога.

По современным представлениям, движения куриного эмбриона вызваны спонтанной ритмической активностью нервных клеток спинного мозга. По мере созревания ЦНС движения эмбриона становятся все более и более сложными. Однако эту сложность (точность, последовательность, силу, координацию в целом) предопределяет уровень зрелости головного мозга. К моменту выклева цыпленок обладает способностью наносить сильные и целенаправленные удары клювом по скорлупе, что обеспечивает ее разрушение.

Млекопитающие . Современные представления об эмбриональном поведении млекопитающих не столь детализированы, как в случае с низшими позвоночными и птицами. Этому имеются объективные причины. Зародыш млекопитающих развивается в утробе матери, что усложняет изучение его поведения. Непосредственные визуальные наблюдения возможны лишь после извлечения эмбриона из утробы матери, что резко понижает объективность получаемых данных. Большинство экспериментальных результатов были получены на эмбрионах грызунов именно таким методом, т. е. за счет прерывания беременности.

При двухмесячной беременности у морских свинок первые движения эмбриона в виде подергивания мышц шейно-плечевого отдела регистрируют на 28-й день с момента оплодотворения. Позже возникают движения головы, глаз, конечностей. За неделю до рождения плод морской свинки демонстрирует рефлекторные ответы на механические раздражения разных участков тела.

Специалисты рассматривают плаценту как источник различных гуморальных стимулов (O 2 и CO 2 , гормоны, питательные вещества). И эта точка зрения имеет экспериментальную доказательную базу. При воздействии на эмбрионы морской свинки женского пола гормоном тестостероном в поведении половозрелых самок преобладают элементы полового поведения самца. Возможны и изменения поведения самцов по женскому типу после аналогичных экспериментальных воздействий на эмбрион женскими стероидами. Следовательно, половые гормоны в эмбриогенезе оказывают влияние на формирование структур ЦНС, регулирующих сексуальное поведение взрослых животных. Как известно, плацента выступает продуцентом огромного количества стероидов.

Многие поведенческие проявления эмбриона млекопитающих проявляются «в готовом виде» после морфологического оформления соответствующих мышечных структур. Сюда относят сосательные движения плода в утробе матери, движения глазных яблок, движения конечностей и др. Эти движения созревают сами собой и не нуждаются в пренатальной тренировке.

Подобные готовые стереотипы пренатального поведения могут иметь и очень сложный характер. Так, новорожденный кенгуренок покидает матку самки на довольно ранней стадии эмбриогенеза. Его эмбриональное развитие завершается фактически в сумке матери. Несмотря на то что рождается кенгуренок чрезвычайно неразвитым, он самостоятельно перебирается в сумку матери, демонстрируя при этом уникальные двигательные способности и умение ориентироваться в незнакомой среде. Его движения из половых путей самки по направлению к ее сумке осуществляются на основе отрицательного гидротаксиса. После выхода из родовых путей эмбрион, цепляясь за шерсть, направляется к сухому участку на теле матери, которым в данной ситуации является ее живот. Ноги, прихвостовая область у самки после разрыва плодных оболочек и отхода околоплодных вод становятся сырыми и служат отрицательными стимулами для плода кенгуру. Новорожденный отыскивает вход в сумку и самостоятельно проникает в нее. Затем он отыскивает сосок, присасывается к нему и надолго остается в сумке в таком положении.

Столь сложное поведение незрелого детеныша кенгуру имеет в своей основе генетически фиксированную программу действий. Удивительно то, что эта программа работает, несмотря на крайне слабо развитую нервную систему детеныша кенгуру. На этой стадии развития нервные структуры проявляют лишь спонтанную импульсную активность. Центральный аппарат движений у плода к этому времени еще не сформирован. Пока не поддается научному объяснению способность новорожденного кенгуренка демонстрировать отрицательный гидротаксис и распознавать шерсть на брюхе матери. Ведь до рождения у него не было возможности познакомиться с сухими объектами и шерстью. До разрыва плодных оболочек детеныш постоянно пребывал в жидкости и с твердыми объектами не соприкасался.

Роль матери и условий, в которых вынашивает плод беременная самка, убедительно показывают опыты на лабораторных крысах. Если в процессе развития беременности самок периодически подвергать стрессовым воздействиям, то у них рождаются пугливые и избыточно возбудимые детеныши. Состояние крысят не изменяется в лучшую сторону и в случае, если их выкармливает другая самка, не подвергавшаяся экспериментальным воздействиям.

Психическое отражение в эмбриональный период ограничивается процессами созревания ЦНС. Причем созревание нервной системы эмбриона происходит неравномерно. Выделяются критические периоды формирования и созревания отдельных структур ЦНС. Важно иметь в виду, что в эти критические периоды эмбриогенеза нервная система чувствительна к воздействию биологически активных веществ и факторов внешней среды.

Выдающийся отечественный эмбриолог П. Г. Светлов экспериментально доказал наличие и биологическое значение критических периодов в индивидуальном развитии организма. Он подробно изучил на грызунах два критических периода: первый, предшествующий имплантации зародыша в эндометрий, и второй, имплантационный период.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .